Рожденные в СССР

Злая участь «Булгарии» и однотипных судов волгоградской приписки
В середине 50-х годов в Советский Союз поступили весьма комфортабельные по тем временам дизель-электроходы. По традиции каждой партии судов одной конструкции («систер-шип», как называют их англичане) присваивают имена, объединенные общей темой. Многие волгоградцы еще помнят «композиторскую» серию: «Мусоргский», «Чайковский», «Глазунов». Когда поступила партия «дизелей» в количестве 15, у «крестных» из Министерства речного флота сомнений не возникло: назовем «систер-шипы» именами республик-сестер. Так, по реками Волжско-Камского бассейна стал плавать корабельный «Советский Союз» – «Украина», «Молдавия», «Туркменистан»... И удивительное, роковое совпадение – вместе с гибелью реального СССР погибли и дизель-электроходы, носившие имена составлявших Союз республик. Последней в этом скорбном ряду стала «Украина», которую на волне ельцинского «глотания суверенитетов» перекрестили в Булгарию.
ОДИН ЗА ОДНИМ
Дизель-электроходам серии «Украина» никто не додумался присваивать класс «река-море», как сейчас поступают алчные судовладельцы в погоне за прибылью, меняя класс обычных речных барж. Но их и в Куйбышевское водохранилище пускать опасно. По крайней мере, в штормовую погоду. Потому что это водохранилище – самое большое на всем каскаде водохранилищ.
Высота штормовых волн зависит не только от силы ветра, но и от дистанции их разбега. Даже на Волгоградском «море», имеющем в длину несколько сот километров, водяные валы достигают трех метров высоты. Конечно, они будут захлестывать бортовые иллюминаторы таких судов, как «Булгария», расположенные всего в 90 см выше ватерлинии.
Итак, суда типа «Украина» не пригодны для открытого моря, но очень хороши для мелководных рек. Это обстоятельство сыграло роковую роль в их судьбе. После чернобыльской катастрофы почти все эти суда (13 единиц) были перегнаны через Днепр на Припять – в зону радиоактивного заражения. Они стали плавучими гостиницами для ликвидаторов аварии. «Украина» (позже переименованная в «Булгарию») избежала этой участи, но все три таких же судна «союзной серии», приписанных к Волгоградскому речпорту, – «Узбекистан», «Таджикистан», «Туркменистан» – туда угодили.
Мало кто остался в живых из тех, кто в то время входил в экипажи этих судов. Не далее как 4 июля похоронили бывшего капитана дизель-электрохода «Туркменистан» Н. К. Измухамбетова.
После чернобыльской эпопеи «дизеля» продолжали изрядно «фонить», несмотря на принятые меры по дезактивации. По этой причине их стали распродавать один за другим еще на Днепре.
Трагично сложилась и судьба волгоградского «Туркменистана». Он разделил участь своей сестры «Булгарии». Только произошло это 20 лет назад. По дороге на ремонт из Одессы в Турцию он попал в шторм и затонул на подходе к Босфору. И хотя бортовые иллюминаторы были задраены, волны проникли внутрь через помещения главной палубы. К счастью, никто не погиб тогда – другая выучка экипажа и другая организация спасения на море. Там никто мимо тонущих судов не проплывает.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Что касается причин кораблекрушения последней «сестры-республики», то наиболее правдоподобную версию, на наш взгляд, выдвинул в теленовостях бывший капитан «Булгарии», оставивший эту должность незадолго до рокового рейса. Когда внезапно налетел шквал с дождем со стороны левого борта, пассажиры, находящиеся на палубе, переместились на правый борт. От этого усилился крен, уже имевший место от давления ветра. Капитан, стремясь поставить судно носом к ветру, переложил рули «лево на борт», и в процессе поворота, под действием центробежных сил, судно еще больше накренилось.
Если бы иллюминаторы были задраены, все бы обошлось. Но пассажирам свойственно полностью доверять судну и экипажу. Возможно, кто-то обрадовался высоким волнам и высунулся в иллюминатор, стремясь коснуться пенного гребня. Ведь было жарко и душно. Капитану (именно он находился на ходовом мостике) следовало перед выполнением маневра послать матросов проконтролировать закрытие иллюминаторов. Потому что надеяться на призывы к пассажирам по судовой трансляции – дело почти безнадежное. Психология!
Автор этих строк, проведя немало лет на мостике морских и речных судов, пришел к выводу, что от так называемого человеческого фактора зависит больше, чем принято считать. Опытный судоводитель, настоящий «морской волк», даже в самой безвыходной ситуации найдет выход. И наоборот.
Все точки над i расставит исследование поднятого судна. Если выяснится, что корпус дал трещины еще на плаву или листы обшивки прогнили насквозь, а иллюминаторы были плотно закрыты, судоводитель не виноват. Если же заглохли двигатели, то судно, потерявшее ход, попадает во власть волн. А они стремятся развернуть его так, чтобы им легче было его раскачивать, то есть бортом к волне. Закон физики. В этих условиях можно черпануть и через помещения главной палубы, а не только через иллюминаторы.
ПОЧЕМУ ПРОШЛИ МИМО?
Немало споров вызывает факт неоказания помощи терпящим бедствие людям со стороны двух судов, находящихся ближе всего к ним. Здесь рано делать однозначный вывод. По-видимому, суд над капитанами необходим. Но он, возможно, частично оправдает их. Все зависит от того, на каком расстоянии от места катастрофы были пассажирская «Арабелла», спасшая людей, танкер «Арбат» и буксир-толкач «Дунайский-66» с баржами.
Для спасательной операции больше всего подходит буксировщик. Он по определению спасатель. Никто не может сравниться с ним по маневренности. Толкач способен выписывать на воде «кренделя». Надо только освободиться от груженых барж. А для этого есть специальное устройство экстренной отдачи буксирных тросов. Что касается барж, то их можно было оставить в дрейфе вместе с человеком, который, не торопясь, поставил бы их на якорь. Пространство Куйбышевского водохранилища позволяет сделать такой маневр.
Если бы действия экипажа «Дунайского» не дали утонуть хотя бы одному человеку, это бы с лихвой оправдало все его усилия и убытки. Потому что нет ничего дороже человеческой жизни
Автор благодарит за помощь в освещении дальних и ближних событий бывшего сменного капитана дизель-электрохода «Туркменистан» Владимира Ивановича Кокарева, председателя совета организации «Союз-Чернобыль» Кировского района. Кстати, по его мнению, капитаны «Дунайского» и «Арбата»» не заслуживают никакого оправдания. Надо было подойти и сбросить за борт все: шторм-трапы, канаты, спасательные плоты, шлюпки.
Михаил БОБИЧЕНКО, бывший штурман дальнего плавания