Рождение новой школы

23 декабря 2011

Волгоградская область вошла в число 32 субъектов Российской Федерации, победивших в конкурсе региональных программ развития образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

В результате победы в конкурсе наш регион получил многомиллионную субсидию из федерального бюджета на реализацию мероприятий по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 
Победе способствовало то, что в Волгоградской области создана сеть из 173 инновационных площадок. 28 из них активно разрабатывают и внедряют современные модели качественного образования, в том числе на основе индивидуализации образования и тьюторских технологий. Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – ВГАПК РО) стала базой для создания стажировочной площадки по теме «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик».
Основанием для такого выбора послужило наличие в структуре академии кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых с высоким научно-педагогическим потенциалом. Кафедрой инициированы, созданы и активно работают сетевые сообщества педагогов дополнительного образования, педагогов-тьюторов, классных руководителей.
В академии действует региональный Центр развития тьюторских практик, являющийся одним из пяти подобных сертифицированных центров на сегодняшний день в России.
В период с 2011 по 2013 год на базе стажировочной площадки пройдут обучение по проблемам индивидуализации образовательного процесса и его тьюторского сопровождения свыше 1350 педагогов не только Волгоградской области, но и других регионов России.
Цели и задачи деятельности стажировочной площадки – разработка и внедрение современных моделей образовательных систем, отвечающих федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивающих равные возможности получения качественного образования, независимо от социально-экономического статуса, территории проживания и возможностей здоровья; формирование новой модели управления качеством образования; внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий обучающихся; развитие открытой информационной среды в системе образования региона.
17 декабря 2011 года на стажировочной площадке ВГАПК РО завершилось обучение первой группы ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Отметим, что формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования является одним из ключевых направлений деятельности стажировочной площадки. Согласно Федеральной целевой программе развития образования к 2013 году должно быть подготовлено 900 специалистов, готовых к консультационной поддержке внедрения инновационного содержания в учреждениях образования, формированию программ развития для систем образования разного уровня, разработке концепций развития системы образования (регионального и федерального уровней).
Совершенно закономерно, что к отбору кандидатов для подготовки ведущих консультантов руководство стажировочной площадки подошло со всей ответственностью, так как необходимо было выявить не только профессиональный уровень, но и личностные качества кандидата, включая его авторитет в педагогическом сообществе, мотивацию к выполнению функций консультанта. Таким образом, в составе группы из 15 человек работали представители органов управления образованием и ведущие преподаватели вузов из республик Адыгея и Калмыкия, Томска, Перми, Новосибирска, Ростова, Астрахани, Саратова и конечно же Волгоградской области.
В содержание образовательной программы были включены лекции председателя комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области кандидата педагогических наук М. А. Симоновой «Модернизация образования: региональный аспект», начальника отдела комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области, доктора исторических наук Н. А. Григорьевой «Приоритеты государственной политики и основные направления модернизации образования в России», первого проректора ВГАПК РО, профессора, доктора педагоги ческих наук А. Н. Вырщикова «Концепция социокультурной модернизации как методологическая основа развития РФ на современном этапе» и ряд других.
Также важной составляющей проведения занятий явились активные формы обучения – деловые игры, стажировки в базовых учреждениях стажировочной площадки, обеспечивающие свободный обмен мнениями между участниками. О продуктивности реализации программы подготовки ведущих консультантов высказались многие слушатели, отмечая не только высокую теоретическую значимость представленного материала, но и практическую востребованность рекомендованных инструментов консультирования.