По кочкам-по кочкам... В ямку – бух!

Весной на дорогах Волгограда, словно цветы в поле, тут и там из-под снега и грязи появляются первые... дорожные ямы. Не ошибемся, если скажем, что текущий год особенно «урожайный». Не поддающиеся счету ямы и неровности заставляют водителей браться за голову, а некоторых вообще пересаживаться в общественный транспорт. Ведь многие просто боятся «убивать» свой автомобиль на наших дорогах. И не дай бог ваш автомобиль пострадает так, как изображено на фото. Снимок, который можно назвать «Прощай, подвеска!», был сделан нашим корреспондентом в прошедшую субботу на пересечении проспекта им. Ленина и улицы Возрождения. Уже в воскресенье яма была засыпана щебенкой, а опасное место обозначено красными флажками. Но водителю иномарки, стоимостью около миллиона рублей, от этого вряд ли стало легче.
Первые минуты
Таких ситуаций в городе много. Тут перед водителями сразу стоит вопрос: а что делать? И не всегда первая мысль оказывается правильной. Если перспектива ремонта налицо, то ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно вытащить свой автомобиль из ямы. Мнение, что данная ситуация не попадает под категорию ДТП, неверно. А если это ДТП произошло не по вашей вине, то найдется и тот, с кого можно потребовать возмещение ущерба. Смело вызывайте сотрудников государственной автоинспекции.
В первую очередь, в стрессовой ситуации не забудьте выставить знак аварийной остановки – не менее чем в 15 метрах от своего автомобиля. Это первое, что согласно ПДД вы должны сделать после аварии. Будет вдвойне обидно, если приедут сотрудники ГИБДД и до составления протокола оштрафуют вас, пострадавшего, на тысячу рублей за невыставленный знак.
Ожидая полицию, по возможности найдите несколько свидетелей, которые смогли бы подтвердить факт ДТП из-за провала в яму. В такой аварии водителей прохожие, которые сами либо автомобилисты, либо собираются примкнуть к этой когорте, с большей охотой согласятся вам помочь. Запишите их фамилии, имена, адреса и номера телефонов. Отметим, что в данной ситуации свидетелями могут выступать пассажиры пострадавшей машины, даже если это ваши родственники. Совсем нелишним было бы сфотографировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, а по возможности и тормозной путь машины.
Фиксация, еще раз фиксация
Не так страшен протокол, как обязательные детали, которые нельзя упустить при его составлении. Принимайте в этом процессе непосредственное участие наряду с сотрудниками ДПС. Проследите за тем, чтобы в протоколе обязательно указали ширину, длину и глубину ямы, отсутствие предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Если какие-либо из этих данных не будут зафиксированы сразу же, то шансы отремонтировать автомобиль за счет виноватой стороны резко понижаются.
Следующее, что надо отметить в протоколе – данные о свидетелях происшествия и данные о передаче необходимой информации представителю организации, которая обслуживает поврежденный участок дороги. Неплохо было бы также снять ксерокопии со всех документов, которые оформит ГИБДД. Иначе если в ворохе бумаг что-то затеряется или пропадет, то подтвердить правдивость своих слов будет крайне сложно.
Даже если вы себя прекрасно чувствуете, не будет лишним обратиться в поликлинику по месту жительства. Если удар от попадания в яму был значителен, то нельзя исключать у вас наличия скрытых травм или сотрясения мозга. Если таковые будут выявлены, то следует не отказываться от получения больничного.
Первое и последнее предупреждение
Теперь перейдем к основному вопросу – как возместить ущерб? Для этого нужно провести техническую и оценочную экспертизу автомобиля. В письме к виновнику ДТП следует указать точное место и время проведения экспертизы. Для себя также стоит сохранить копию письма. Она пригодится в случае суда. Почему в случае? Потому что для начала можно выслать виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба, с указанием необходимой суммы. Здесь же должны быть копии протокола, постановления и справки ГИБДД, акт эксперта-оценщика, счет за почтовые услуги и транспортировку поврежденного автомобиля. Указывайте сроки рассмотрения вашего требования (претензии). Так как претензия направлена в адрес юридического лица, то ответа вы можете ждать не более месяца. Если прошел месяц, а воз и ныне там, тогда смело подавайте иск в суд.
Если сумма на ремонт автомобиля по факту выше, чем указана в акте эксперта-оценщика, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы. Главное, предъявить документы, которые подтвердят эти самые расходы. Как всегда в подобных разбирательствах, вы можете потребовать с ответчика затраты на юриста.