Отец Сергий (Акимочкин): «С Богом везде хорошо»

Многим кажется, что быть священником несложно. Это ведь – не пахать в поле, не стоять у станка, не выполнять мудреные инженерные расчеты. Но так ли это на самом деле? Наш собеседник – клирик храма Святого праведного Иоанна Кронштадского иерей Сергий (Акимочкин).
Духовность и душевность
? Батюшка, что чаще всего приводит людей в храм?
– В смутные девяностые годы сюда приходили, чтобы спастись, научиться молиться. Люди находились в поисках Бога, в стремлении к Богу и желании жить по его святой воле. Сейчас замечаю – многих привлекает совсем иное. Они думают, что все уже нашли, стали христианами и у них подчас другие насущные запросы. Например, как освятить жилище или машину, обрести семейное благополучие, построить карьеру…
Верующие увлекаются «духовными» песнями и романсами, от которых «мурашки по спине» и слезы на глазах. Но подлинно духовное состояние всегда бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений. К сожалению, очень многиеприходят сегодня в храм в поисках душевности – чтобы батюшка был добрым и внимательным, чтобы вдруг испарились из церкви все злые бабушки. Это, конечно, естественный период воцерковления. Но потом нужно потихонечку шаг за шагом возрастать к истинной духовности, которая есть: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога. Ведь самое печальное, что эта «кровяная» душевность может очень далеко завести человека – от экзальтации до патологической тревожности и фобий. В таком состоянии недалеко и до помешательства.
Читайте Святое писание
? А какими могут быть эти самые страхи и фобии?
– Самое распространенное – паническое опасение порчи, колдовства. Несомненно, силы злобы поднебесной существуют, этого мы, священники не отрицаем. Но знайте: «кто кем побежден – тот тому и раб». Те, кто придают оккультизму слишком большое значение, уподабливаются пьяницам, которые видятв гастрономе одни бутылки. Все дело во внутренней сущности человека. Один мой знакомый каждый день проезжает мимо нашего храма по Второй продольной. Я у него спросил: «Ну, как тебе его архитектура?» А он в ответ искренне удивился: «Какой храм? Не помню». А верующий заметит церковные купола даже с Третьей продольной.
Кстати, в православии слово «судьба» означает не фатальность, а суд Божий. Духовный подход таков: «Возложи печаль свою на Господа».
? Но если чародейство все-таки существует, как от него защититься?
– Не скажу ничего нового: это молитва, пост, причащение Святых Таинств. Казалось бы прописные истины. Но враг человеческий внушает, что нужно сделать что-то особенное – надеть какие-то амулеты, пояса, три раза сплюнуть и т. п. Иные спешат к магам, которые снимают сглаз и порчу. Итог – всегда печален. Основная масса тех, кто обращается за помощью к целителям, потом, понимает, что из них просто выкачали деньги. Сколько таких исповедей мне приходится выслушивать! В основном вижу «полуверующих», про которых говорят: «ни тепло, ни холодно». Конечно, таких людей можно понять: отчаявшийсяцепляется за соломинку. Их беда в том, что они не читают Священное Писание. А я в своих проповедях всегда делаю упор: тот, кто читает Святое Писание, никогда не пойдет к знахарю, ясновидящему и колдуну.
? И все-таки некоторые рассуждают: зачем долго и упорно молиться, не проще ли, обратившись по такому, например, объявлению в газете: «Сниму венец безбрачия, верну любимого, помогу в делах», решить в одночасье все свои житейские проблемы?
– В Священном Писании сказано, что тех, кто обращался к чародеям и астрологам, раньше побивали камнями. А ведь все начинается с праздного любопытства… Погибели человеческой очень способствует и современный образ жизни, такая вот реклама: «Бери от жизни все, сникерсни!».
Сколько нужно жертвовать?
? Иные «захожане» в храме просто ставят свечки – их сюда приводит, скорее всего, только надежда на чудо. Как вы к этому относитесь?
– Чудо есть уже то, что ты – в церкви. Никогда о Боге не задумывался, пил, гулял, а сегодня все бросил…
Часто слышу такие рассказы, что кому-то является Богородица, Николай Угодник.
Да, к ним могут явиться, но, к сожалению, не святые, а бесы. Как к Симеону, когда он стоял на столпе, подъехала колесница, и ангел возвестил: «Твой подвиг уже достиг цели! Следуй со мной!» Симеон, впав в прелесть, поверил, сел в колесницу и…упал.
? Знаю многих, которые считают себя верующими, но в церковь прийти им всегда что-то мешает. Стесняются, откладывают на потом.
– На Ближнем Востоке люди не стесняются открыто исповедовать ислам. Почему же мы стыдимся своей веры, своих корней и не стесняемся американизировать свою жизнь?
? А какие вопросы вам чаще всего задают прихожане?
– Можно ли утренние и вечерние молитвы заменять правилом Серафима Саровского?
Я всегда напоминаю, что это очень короткое правило Преподобный давал крестьянам, проводившим в поле 14-16 часов.
Или такой вопрос: «Обязательно ли нужно отдавать в церковь десятину от своих доходов?» Да, десятину никто не отменял, но в православии нет жесткого требования относительно размера пожертвования (в отличие от других конфессий).
Много вопросов «Как поститься?». Во время поста, например, мы не тратимся на мясные и молочные продукты, деликатесы, сладости. Будет правильным сэкономленные деньги отдавать неимущим, тем, кто нуждается в нашей помощи. Когда мы что-то отрываем от себя, то поднимаемся над собственным эгоизмом, себялюбием, а значит, Божье Благословение почивает на нас…
Служить приходится круглосуточно
? Знаю, что помимо служб в церкви вы регулярно окормляете тех, кто находится в больнице № 12, благословляете новобранцев в областном военкомате. А еще ведь есть многочисленные требы. Когда все успеваете?
– Быть священником – это образ жизни. Здесь не получится так – пришел домой, снял подрясник, включил телевизор и отключился от всего. Бывает, что служить приходится круглосуточно. Посмотрите: перед литургией некоторым легче травку пополоть около храма, чем стоять на службе, потому что молиться тяжело. А молится за людей, по словам апостола – кровь проливать.
? Вы служили в свое время в Оптиной Пустыни и Свято-Духовом монастыре. А в какой монастырь лучше пойти тем, кто решил посвятить свою жизнь Господу?
– С Богом везде хорошо. И все-таки лучше побыть месяц-два в наших скромных сельских монастырях: в Ольховском, Дубовском, Серафимовичском районе. От сурового их быта с человека за это время слетит вся «шелуха», и он поймет – по силам ли ему такой подвиг.
Надежда Литвинова.