Освобождение общества происходит на территории одной души

6 мая 2011

Светлана Алексиевич – всемирно известный белорусский писатель, автор прозы о войне, о Чернобыле, создатель уникального документально-художественного метода, который не оставляет равнодушным ни одного ее читателя. На днях у нас появилась возможность пообщаться со Светланой Александровной посредством сети Интернет – она рассказала нам о своем видении современных войн, символах Победы и отношении Запада к атомным катастрофам.

Война, о которой мужчины не рассказали

Светлана Александровна, книгу «У войны – не женское лицо» без сомнения можно назвать одной из самых знаменитых о Великой Отечественной. Однако в тексте читатель не увидит ни единого выстрела, взрыва снарядов или сцен битвы.

– Эта книга, прежде всего, не о войне, а о том, кто невольно был поставлен в эти ужасные условия. Рада, что режиссер (худрук Волгоградского молодежного театра Алексей Серов. – Прим. авт.) при постановке одноименного спектакля почувствовал главную мысль не только книги, но и моего мировоззрения – о страшном говорить с точки зрения трагической поэтики. В своих книгах я иду за человеком, за временем. Время героев и идей кончилось. Но и тогда, и сейчас защититься можно только любовью, потому что она – сильнее смерти.

В своих произведениях вы больше обращаетесь к видению войны с точки зрения женщины и ребенка. Почему вы так внимательно относитесь именно к женскому и детскому восприятию?

– В книге женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Такой войны мы не знали. Ребенок – это еще более низкий болевой порог, более глубокое восприятие беды и горя, чем у взрослых. Я ищу такой взгляд на войну, который бы подверг ее пересмотру, переосмыслению. Чтобы люди задумались над тем, как это несправедливо по отношению к слабым. И что сейчас такие события были бы сродни людоедству.

По вашему мнению, современные войны отличаются от тех, что были раньше?

– Я была в Афганистане. Испытывая и проверяя свой характер, находила в себе силы видеть то, что делает война с людьми. Когда перед тобой смеющиеся лица солдат, а через полчаса их транспорт подрывается на мине, и уже не разберешь, кто, где... При всем этом трудно сказать, что я была на настоящей войне, в истинных условиях. К нам были представлены специальные люди, нас по-особенному охраняли.

Я считаю, что на любой из войн человек ничего не стоит. Но Великая Отечественная война была справедливой, не вызывающей сомнения, в отличие от Чечни или Афгана. Тогда мы знали, что боремся за Отечество, знали, за что можем погибнуть. Да и люди в то время были иные. Мои героини были воспитаны в любви, простоте и искренности, несмотря на жесткую советскую действительность и репрессии тех лет.

 

России опасно быть долго униженной

Главным лицам «У войны – не женское лицо» помогала выжить идея. А что может помочь современной девушке? Любому современному человеку в его трудностях?

– Это очень сложный вопрос. Тогда была идея – сейчас у нас пустота. Сегодня я преклоняюсь перед нашими учителями, которые работают не за большие деньги и стараются донести до молодого поколения истинные ценности. В современном обществе для нас обычно, когда человек выставляет напоказ свое богатство, яхты, золото, самолеты, которые можно соотнести с бюджетами небольших районов. Мы притихли перед этой наглостью, хотя в советское время это было невообразимо и недопустимо. Да никто и не решился бы на позерство перед менее обеспеченными людьми.

Однако России опасно быть долго униженной. Люди приходят в себя. Мы медленно просыпаемся. Сегодня меня новое поколение пугает тем, что путает ценности и цены. Важно сохранить себя, не поддаться искушению конформизма. Отвыкнуть от стереотипов, что все продается и все покупается. Важно собирать вокруг себя чистых, искренних людей. И это рано или поздно должно привести нас к добру.

 

Проблема не в тоталитаризме

Ваша книга "Чернобыльская молитва" рассказывает о мире после катастрофы. В свете событий на станции Фукусима в Японии можно ли понять, изжита трагедия Чернобыльской АЭС, уходит ли из памяти людей?

– Именно сейчас, после японской трагедии, появляется вторая, более объективная реакция на Чернобыль. Раньше для Запада чернобыльская катастрофа не была общей трагедией. Во всем винили русских, их безответственность. Сейчас же телевидение нам показывает, что 700 японцев- работников станции – камикадзе. Они идут на восстановление в зону со смертельной радиацией. И Европа начинает приходить к мнению о том, что проблема не в тоталитаризме и конкретной стране, а в отношении человека к природе, к окружающему его миру.

То есть мало что изменилось в сознании людей за четверть века?

– Чернобыль просто еще не осмыслен философски. Сравните: за историю человечества прошло более пяти тысяч войн, а подобных разрушительных техногенных катастроф только две. Причем в совершенно разных государствах. Япония – это одна из самых современных, развитых в техническом плане государств. Но там такие же люди, какие были в СССР, они точно так же страдают.

Но не стоит говорить, что в человечестве остается только пренебрежение и безответственность. Мне довелось увидеть сюжет по телевидению, когда в полностью разрушенном и затопленном селении кто-то из японских жителей пытается найти своих близких. Шансов отыскать еще кого-то живого мало, но все же этот японец до последнего верит и продолжает поиски. Любовь движет нами в самой трудной и критической ситуации. В этом одновременно беспомощность и сила человека.

Поэт стучится в человеческие сердца, но не всегда это помогает. Что в таком случае остается делать?

– Современному искусству надо быть скромнее. Главное ведь решает не писатель, а общество. Вспомните наши 90-е годы. До кого можно было достучаться, если на гражданское общество не было и намека? В Европе стоит исчезнуть какому-нибудь продукту из магазина, и все люди выйдут на улицы. Граждане просто сразу объединяются против проблемы. А у нас этого нет. И не будет до тех пор, пока будет рабское понимание, что кто-то наверху все сделает, решит за нас все проблемы.

 

Истинные символы Победы

Недавно у нас была высказана идея – убрать символ Родины-матери с герба Волгоградской области. Как вы к этому относитесь?

– В Родине-матери – наша история, наша победа, которую нельзя забывать. Я уверена, что мы еще совсем не распрощались с нашим прошлым, чтобы претворять в жизни подобные идеи.

Есть множество символов победы – золотая звезда, Родина-мать, георгиевская ленточка. А что для вас лично символизирует победу?

– Знаете, я однажды видела фото. Маленький такой мужичок, неприметный. Вся грудь в наградах. А рядом с ним такая же старушка. Они оба бедные, очень просто одетые, такие обычные и привычные для взгляда русского человека. В Европе же пенсионеры и пожилые люди живут для себя и на довольно большую пенсию. Приводят в порядок прически, одеваются, как хотят, отдыхают на курортах. А наши вот такие вот... Бедные, любящие друг друга, победившие. Для меня – это истинный символ Победы.

Александр БОГАТЫРЕВ

 

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Волгоградскую областную юношескую библиотеку и Наталью Леонтьеву лично.

 

Врезки

Мое мировоззрение – о страшном говорить с точки зрения трагической поэтики

 

Новое поколение пугает меня тем, что путает ценности и цены

 

Для справки

Светлана Александровна АЛЕКСИЕВИЧ. Родилась 31 мая 1948 года на Украине в городе Станислав (после 1962 г. – Ивано-Франковск). Отец – белорус, мать – украинка. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени В. Ленина (1972 г.). Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, в редакциях районных газет. Литературную деятельность начала в 1975 году. Член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР, Белорусского ПЕН–центра. Ее книги издавались в 19 странах мира – США, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. Лауреат литературных премий СП СССР имени Н. Островского, имени К. Федина, премии Ленинского комсомола, награждена многими международными премиями. По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А. Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000–х годов живет в эмиграции.

 

Зрительская реакция

По словам режиссера спектакля «У войны не женское лицо» Алексея Серова, самый запоминающийся момент произошел во время гастролей Молодежного театра в Белоруссии. В течение всего показа в зале не было какой-либо реакции, только тишина. Автор постановки уже было смирился с фактом неудачного представления спектакля. Однако после заключительных слов героинь зал встал и аплодировал без перерыва минут десять. Оказалось, что тишина во время представления на белорусской сцене была вызвана внимательным и трепетным интересом к словам и игре актеров.