Константин Хабенский: «В Волгограде работают слишком долго!»

В плотном графике народный артист России Константин Хабенский (это звание он получил в конце января) нашел только один день, чтобы порадовать волгоградцев «текстово-музыкальным слаломом» совместной постановки с известным дирижером Юрием Башметом. А за час до выхода на сцену герой десятков кино- и телекартин, театральных спектаклей и тысяч женских сердец пообщался с журналистами.
Части Шуберта
– Как возник творческий союз Хабенский-Башмет?
– Идея принадлежит Юрию Абрамовичу. Для начала он предложил поработать над пятнадцатиминутным фрагментом и исполнить его на благотворительном вечере. «Сложили» Ф. Шуберта «Девочка и смерть» и А. Камю «Калигула». Нам показалось, что они очень схожи – по энергетике, прежде всего. Все совпало! Вот мы и решили продолжить осваивать другие части Шуберта. Мне кажется, что этот достаточно сложный, но в то же время очень интересный жанр, имеет право на существование. Знаете, мне нравится вот какая ассоциация – мы делаем некий текстовой музыкальный слалом. А вообще, я получаю огромное удовольствие, когда вижу глаза Юрия Абрамовича, когда я ему подкидываю импровизацию, а он мне отвечает своим оркестром.
– Есть мнение, что классическую музыку совсем не обязательно сочетать с текстом...
– Когда актер читает текст, он действует согласно своему внутреннему ритму. Музыка должна с ним совпасть. В нашем проекте с Юрием Абрамовичем никто не подстраивается: ни я под музыку, ни она под меня. Дыхание музыки должно переплестись с дыханием текста, звучать в унисон. Кстати, надеюсь, работа в этом жанре продолжится – сейчас я ищу литературный текст для произведения А. Шенберга «Просветленная ночь».
А будет ли школа?
– Константин, в процессе общения с вами складывается впечатление, что у вас есть преподавательский опыт...
– У меня нервы ни к черту! (Смеется.)
– И, тем не менее, у вас существует проект, связанный со школами.
– Я открываю студии творческого развития на базе средних общеобразовательных школ. Это социальный бесплатный проект. На мой взгляд, очень хороший, который, надеюсь, перерастет в социальную программу на федеральном уровне. В 12 городах они уже действуют на протяжении двух лет. Первоначально я просто хотел помочь актерам преклонного возраста. Не просто финансово – мол, сунул деньги и все. Пришла в голову идея подтянуть их к преподавательской деятельности, ведь эта практика годами существует. В процессе понял, что не только возрастные актеры нуждаются в поддержке, необходимо это и молодым, в том числе для саморазвития и самореализации.
– В чем суть проекта?
– История простая: дети со 2-го по 10-й класс в конкретной школе внеклассно работают с моими коллегами. К ним приходит команда актеров, которая занимается с ребятами актерскими фантазиями, пластикой, художественным словом и так далее. Родители за это ничего не платят. При этом мы не готовим актеров, а развиваем детей, развиваем в них способность думать, красиво излагать свои мысли, любить свое тело.
– А по какому принципу выбираете школы?
– Чем хуже, тем лучше. Считаю, что нужно брать в оборот школы скорее сомнительные и тяжелые, чтобы проявленным вниманием приободрить детей, уберечь, возможно.
– Может быть, и в Волгограде студия появится?
– В Волгоград мы посылали заявку, но почему-то власти слишком долго думали и вакантное место отдали другому городу. Я, признаться, привык работать быстрее! При этом от чиновников мне требуется только административная помощь – подыскать школу, найти артистов, которым «Благотворительный фонд Константина Хабенского» при поддержке частных инвестиций будет за эту работу платить. Думаю, что ваш город может в следующем году присоединиться к проекту. Весной мы будем посылать новую заявку губернатору.
«Я просто включаю микрофон»
– Вы на экранах чаще появляетесь как герой, а характерные роли не хотелось бы сыграть?
– Чаще характерные роли мне предлагали в Питере на сцене театра Ленсовета, немного в кино: «Механическая сюита» и совсем чуть-чуть в «Выкрутасах». Меня режиссеры, действительно, почему-то используют именно как героя. Но так или иначе во всех работах, связанных с экстремальным существованием моих персонажей, затрагивается тема человеческих поступков. Я же стараюсь искать суть, невзирая на внешний вид.
– А «отрицательного» Хабенского мы увидим?
– Отрицательного персонажа играть не скажу, что легче, но они более яркие получаются. Я стараюсь в каждого своего положительного героя вложить как можно больше отрицательных черт. Хочу сделать образы яркими, чтобы они были похожи на обычных людей. Нет ничего более скучного и тошнотворного, чем правильный во всех отношениях человек.
– Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?
– Я просто выхожу и включаю микрофон.
От Питера до Москвы
– «Горячая» политическая пора вас не затронет?
– Нет, я в политику не лезу. Чтобы заниматься политикой, уверен, в этом надо хорошо разбираться, ощущать мир по-другому, нежели я. Я же занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Убедился, что самое правильное вложение денег и душевных сил – это дети. Уже не в нас надо вкладывать, нас трудно повернуть влево или вправо.
– Константин, идеальный отдых для вас – это?..
– Как у всех – лечь на диван, смотреть телевизор, уснуть, проснуться, попить водички и снова заснуть. Любой нормальный человек тяготеет к таким вещам. К сожалению, у нас не так много времени, чтобы посвятить себя этому. Поэтому мне хватает десяти минут, чтобы отключиться и привести себя в бодрый вид.
– Вы все больше времени проводите в Москве. Питер – это пройденный этап?
– Чтобы называть себя москвичом, надо, прежде всего, знать сам город, его историю. Я против сравнений Москвы и Питера. Мне нравится московский театр, где я работаю сегодня (МХТ им. Чехова. – Прим. авт.), мне нравятся зрители, актеры, которые там работают. Да, многие уезжают из Питера в Москву. Не знаю, с чем это связано, может, с климатом, может, с кажущейся свободой, которую дает столица, с желанием попасть в большие проекты. Я уехал просто потому, что больше работы оказалось в Москве. И чтобы не превращаться в проводника, я решил какое-то время пожить там.
– Московский зритель вам по душе. А провинциальный?
– На наши совместные с Юрием Башметом концерты приходит достаточно смешанная публика: кто-то послушать прекрасную музыку в блистательном исполнении, а кто-то – на человека из телевизора посмотреть. Но, слава Богу, в театрах сейчас все-таки более воспитанный зритель. Раньше стремились увидеть «мента», «агента национальной безопасности», что было несколько обидно. Сейчас тенденция изменилась. Хотя, конечно, в разных регионах разный зритель. Это зависит от исторических, климатических условий и от количества приезжающих театров.
– Ваша судьба как-то связана с Волгоградом?
– Ммм, да... Нет! Я знаю ваш город, кажется, только по картинкам.
Блиц
– Любимый поэт?
– Иосиф Бродский. Причем это поэт для внутреннего чтения.
– Любимый писатель?
– Вдруг вспомнил Куприна. Любимый он? Едва ли...
– Любимый композитор?
– Я именно потому и общаюсь с Юрием Башметом, чтобы покрыть некоторые пробелы в своем образовании!
– Любимый художник?
– Пусть будет Поль Гоген. Почему-то мне так захотелось.
Анна ШУБИНА