Фотографии в СССР рождались в темных комнатах. Ностальгия

22 октября 2013

Перебирая старые советские фотографии, мы ностальгируем не только по прошлым временам, лицам, событиям и детским мгновениям… Многие из нас сами творили это чудо! И каждая черно-белая карточка – это рукотворный труд и немного волшебства. Помните свой первый фотоаппарат, подаренный на день рождения или купленный на сэкономленные деньги? А темную ванную в красном свете? Как ждали проявления силуэтов на бумаге и боялись «прозевать» момент, переложив снимок сначала в воду, а потом в закрепитель? Давайте вспомним, как это было…

 

   В советское время фотографией занимались практически все: от первоклашек до пенсионеров. Не каждый мог себе позволить купить фотоаппарат, но все к этому стремились. В Волгограде были специализированные магазины и отделы "Фото", где можно было приобрести пленку, химические реактивы, лотки и фотоувеличитель за 16 рублей 35 копеек. Сфотографировать памятник Ленину, друга возле памятника, своего кота, школьного учителя по труду, спящую сестру или плакат со стены – это еще полдела. Снимки надо было еще проявить и распечатать. Причем дома в собственной мини-фотостудии! Как правило, она располагалась в ванной или кладовке. В общем, там, где темно. И как же досадно бывало порой, что при красной лампе все выглядело отлично: два глаза, нос, на заднем плане дерево, а на свету фото оказывалось нечетким. Таких моментов было много. А помните, как все ждали своих фотоснимков? Разглядывали в компании и трепетно просили сохранить негатив. Вклеивали фото в альбом, подписывая ручкой, что, где и когда… Так давно это было! Сейчас цифровые фотоаппараты и мыльницы лишили нас этого волшебства: создавать свои образы, тихо колдовать над их появлением и радоваться приобретенному мастерству фотохудожника.


Фотоискусство стало скучным


   – Это то же самое, как купить пирог или испечь его самому, – рассказывает Геннадий из Ворошиловского района, фотограф, – рисовать кистями и маслом на холсте или отсканировать любой пейзаж из Интернета. То же самое с фотоискусством! Сейчас все автоматизировалось: цифровики, где не надо наводить четкость. Носители, куда мы скидываем готовое фото. Фотошоп, где можно сделать из любой фотографии шедевр. Раньше все было гораздо интереснее! Мой первый фотоаппарат «СМЕНА-3» появился в 13 лет, его мне подарил дядя, который показывал мне, что и как надо делать. Мы вместе часов по шесть-восемь заседали в темной ванной при красной лампе, чтобы отпечатать свои снимки. Я смотрел и учился. И как-то сразу все получалось. Фотографировал все подряд, особенно девочек. После у меня появился «ФЭД», затем «ЗЕНИТ», потом «Практика». Сейчас я уверен, что нет плохих фотоаппаратов, есть плохие фотографы! Сейчас, когда накроет вдруг ностальгия, беру свой советский «Зенит» и балуюсь с ним на улице, потом проявляю фото. Благо, что у каждого «советского фотолюбителя» весь арсенал для этого бережно хранится. Но вот сейчас нет хороших пленок и реактивов! В СССР они были лучшими! У кодаковских другой процесс обработки, проявка фото сейчас автоматизированная. Скучаю, жутко скучаю именно по процессу!


Вспышку надо было подключать к розетке


   В СССР были пленки «Свема» и «Тасма» на 24 и 36 кадров. В помещении фотографировали пленкой в 65 единиц светочувствительности, а на улице – 130. Стоила пленка от 35 копеек. Вспышка была роскошью, а если она была, то ее надо было подключать к розетке. Если в доме был фотоувеличитель, то это был праздник. Красные лампы для проявления фотографий были в продаже. Но многие просто выкрашивали стеклянную лампочку и вкручивали ее на место обычной. Часто пользовались красным фонарем на специальной стойке. Ванночки для проявления и фиксажа стоили около 40 копеек. Советские фотолюбители создавали в своих ваннах настоящие химические лаборатории. Первым и самым популярным фотоаппаратом для большинства детей СССР была «Смена-8». Стоила «Смена» 15 рублей! А это седьмая часть обычной родительской зарплаты.
   – Мне давали деньги на обеды, мороженое и игровые автоматы, – вспоминает Денис Кудинов из Ворошиловского района, – пришлось копить полтора года, чтобы купить себе «Смену». Как я прижимал свой фотоаппарат к груди! Отец учил фотографировать, ведь специальных книг практически не было. Надо было ходить в читальный зал в библиотеку, чтобы полистать и проконспектировать журналы «Мир фото», «Советское фото» и книги «25 уроков фотографирования», «Юный фотограф». Но больше всего помогал опыт. Помню, как купили домой пинцеты, проявители, усилители, ванночки, фонарь красный. Отец накрывался одеялом, чтобы вытащить пленку и не засветить ее. Потом перебирались в ванную, завешивали окошко на кухню. Сидели в таком восторге. Такой адреналин! И как мы с папой кричали, если кто-то вдруг открывал дверь. Вся работа зря! А помните, как считали секунды для светлого и темного негатива? Не пропустить время экспозиции – это мастерство! Экспозиция при печати – время, в течение которого свет от фотоувеличителя попадает на фотобумагу. А время проявления – это время, в течение которого отпечаток обрабатывается проявителем. Все помню, потому что проблемы были именно со временем проявления. А помните этот запах от мокрой еще фотографии? Эх, такой восторг! А потом мы развешивали фото на веревку, закрепив деревянными прищепками. Обычно размер снимков был, как в той песне: «Фотография девять на двенадцать». Высушим и складываем снимки в черный пакетик. А сверху карандашом подписываем: «Лето. Дача» или «Выпускной в школе». А знаете, как приятно – сейчас в соцсетях мои же одноклассники выставляют свои черно-белые фотки школьного времени и подписывают: фотограф такой-то. Там и мои фотографии есть, и немало. Я их даже не помню… И пусть они чуть смазаны, с пятнами порой и подтеками, но это наше детство, это память.


Увидела фотоаппарат и чуть не сошла с ума!


   Фотоаппаратов было много: «Любитель», «Этюд», «Чайка, «Зоркий», «Вилия», «Москва», «Киев», «Зенит», «Вега», «Ленинград», «ФЭД», «Кварц». Тем, кому повезло, удалось поработать с «Практикой». Говорят, что выбор в советское время был куда шире, чем сейчас. Многие «знатоки» фотографической аппаратуры вспоминают, как в наш город приезжали московские фотографы или заграничные фотокоры. Вот это был восторг! Встречались такие модели, как «Никон», «Кэнон», «Пентакс», «Асахи» и даже «Лингформ»
   – В 1982 году, – вспоминает Ирина Кузнецова из Советского района, – в Волгограде, во Дворце спорта, проходил съезд итээровцев, научных работников. Мои родители-инженеры взяли меня с собой. Я была там единственным ребенком. Заснула, честно говоря. Но после съезда все вышли на улицу, и меня поймали какие-то заграничные фотографы. Дали мне в руку флажок с эмблемой и начали фотографировать. Я таких фотоаппаратов никогда не видела! Отец, увлекающийся этим искусством, просто сошел с ума. Он буквально выпрашивал фотокамеры, сначала подержать, а потом и пофотографировать. Ведь дома мы начинали с «Любителя», потом перешли на «Вилию», а к 80-му году приобрели «Зенит-Е». Отец из двух дедушкиных «Смен» делал даже стереофотоаппараты. У всех людей в кладовках лежали вещи и инструменты с пылесосами. А у нас глянцеватель, проявитель, фонарь, лотки, химические препараты в пакетиках разного цвета, разные светофильтры, резак для пленки, бумага «Унибром». Закрывшись в ванной, я еле дышала от всей этой необыкновенной процедуры. Начала фотографировать к пятому классу, на «Любитель». Многие считали, что это просто. Но это не так. Это двухобъективная камера. В «Смене», например, нет резкости, надо было устанавливать дальность. В зеркальном «Любителе» наводили на резкость по матовому стеклу. Снимки получались классными. С фотографиями шутили даже. Вырезали большое папино лицо и, когда транслировалась программа «Время», вклеили его на диктора. Смеялись все!
   Ну что сказать, сейчас все гораздо легче: фотоискусству конечно же учатся, но современные фотоаппараты все делают за нас. Мы не печатаем фотографий. Не просим отрезать нам негатив с нашим снимком, не кричим при съемке: «Дай посмотреть! Удали!» Не проводим в «красных» кабинетах полдня. Не радуемся каждому удачному снимку. А ведь какая была романтика! И пусть сейчас шутят, что молодость – это когда фотографии с выпускного – цифровые… Пусть! Советский фотолюбитель получил в этой жизни гораздо больше, чем сотни фотографий на мыльницу…


Оксана Корнеева.