«Люди не хотят читать и писать...»

9 сентября 2011

Вчера отметили Международный день искоренения неграмотности

Заглянув в словарь, видим: «грамотность» – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. О том, как сегодня обстоят дела с грамотностью россиян, мы говорим с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Волгоградского государственного университета Дмитрием Ильиным.

Существует ли статистика неграмотного населения нашей страны?

 

– Да, и она не радостная. В последнее время, это порядка 15 лет, уровень грамотности падает и падает. Мы говорим не о тех, кто не в состоянии овладеть грамотностью в связи с проблемами здоровья или в силу жизненных обстоятельств, а о тех, кто не желает этого. Бывает и такое в XXI веке! Уровень грамотности снизился на 20 процентов. Это люди, которые не обладают элементарными навыками чтения и письма. Посудите сами, сейчас практически никто не пишет от руки. Наша жизнь компьютеризирована, мы заложники программ по проверке орфографии и пунктуации. Но я лично сталкиваюсь с тем, что они не в состоянии выловить все ошибки или верно их интерпретировать. Восприятие текста в бумажном его варианте и на мониторе компьютера коренным образом отличается. Это научно доказанный факт, то есть при изначально неидеальной грамотности мы еще и отучились проверять за собой ошибки.

Другая причина неграмотности – повальное нежелание читать или в лучшем случае – читать литературу сомнительного качества. Но ведь образец грамотного письма и речи в современном обществе – это, прежде всего, классическая литература.

Что делать?

– Банально прозвучит, но читать и писать. Прямо как в первом классе. В одной из областей прогрессивный губернатор компьютеризировал первые классы, отказав тем самым детям в возможности вырисовывать их первые крючочки и палочки. А ведь это не просто закорючки, это формирование логики мышления. И что в итоге получится?..

Засилье компьютерной лексики, унификация общения – это проблема?

– Безусловно, проблема. Скорость и ритм жизни диктуют свои правила – на гусиные перья нет времени. Но у людей, увлеченных альтернативным общением, пропадают элементарные навыки грамотности, поскольку трансформирующийся язык Интернета оказывает негативное влияние на культуру речи. В итоге нарушается акт коммуникации – люди перестают друг друга понимать.

Получается, вырастает целое поколение, не способное грамотно выражать свои мысли?

– Ягодки впереди, когда те дети, которые не умеют выражаться нормальным языком, вырастут. Представьте уровень их общения! При этом в школах сокращают часы русского языка и литературы, предметы, которые формируют не только грамотность, но и личность.

Мне кажется или в обществе стали намного лояльнее относиться к неграмотности?

– Перестали обращать на это внимание. Увы. Что греха таить, даже СМИ, которые по идее должны быть образцами грамотной речи, едва ли могут ею похвастаться.

Справка «ВВ»

По декрету «О ликвидации неграмотности» (декабрь 1919-го) все население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях.

Через год была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Материальную помощь ей в подготовке учебной литературы оказывали М. Горький, Л. Сейфуллина, В. Брюсов, В. Маяковский, Д. Бедный, а также ученые В. Бехтерев, Н. Марр. К осени того же года в 26 губерниях организовали курсы учителей – ликвидаторов неграмотности.

В период 1917 – 1927 годов было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых. И тем не менее СССР занимал по уровню грамотности только 19-е место в Европе. В 1930 году ввели всеобщее начальное обучение и уже через шесть лет еще 40 миллионов неграмотных обучились письму и чтению. Проблема перестала быть остросоциальной, и с начала 50-х годов СССР был признан страной сплошной грамотности. Надолго ли?..