«Я должна понимать, что происходит в «Доме-2»

В кафе и барах читают пьесы, частные театры играют спектакли в библиотеках, а в брошенных заводских цехах открываются галереи. Этим летом культурная жизнь Волгограда оказалась чрезвычайно насыщенна, но вы ведь не знали об этом? Как и почему горожане создают альтернативный, негосударственный сектор культуры? Об этом мы беседуем с искусствоведом Татьяной Гафар.
Куда исчезла поп-музыка
? Вы долгое время работали в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова, теперь являетесь заместителем директора государственного учреждения «Агентство культурных инициатив». Чем занимается организация с таким необычным названием?
– «Агентство» по своим функциям отличается от традиционных учреждений культуры: музеев, библиотек, театров. Сейчас возникла потребность в межотраслевых проектах, и нас создали как мостик между различными сферами: культура и территориальное развитие, культура и бизнес, государственный и частный сектор культуры.
? В культуру стали вкладывать деньги?
– Да, бизнес пошел в эту сферу в последнее десятилетие. Причем проекты касаются не только развлечений, но и интеллектуального досуга с просветительскими целями. Открываются частные галереи, театры. До сих пор развитие этой сферы никто не отслеживал. А она продолжает расти.
? С чем связано появление таких инициатив «снизу»?
– С потребностями современного человека. Он сложен. С одной стороны, он приучен к легкости восприятия, с другой – ждет, чтобы его удивили; с третьей стороны, желает, чтобы именно его потребности были учтены. Нельзя сейчас говорить о некоем общем потребителе культуры, только о разнообразных людях. И такой сложный человек пока еще не в центре внимания деятелей культуры, связанных с государственным сектором.
? Этим объясняется то, что сейчас практически нет исполнителей, популярных у большинства россиян?
– Да. Нет общей музыки, общих фильмов. Надо учитывать возрастную разницу публики. Старшее поколение приучено к одному типу художественного языка, который соответствовал методу соцреализма: текст песни должен быть понятным. Поэтому современное искусство для этого поколения является раздражающим. В нем много недосказанности, абсурдности. Хотя поколение двадцатилетних относится к нему вполне спокойно.
В таком случае, одним надо показывать образцы классического искусства, одновременно давая возможность удовлетворять спрос на тот формальный язык, который им ближе; другим же – наоборот. Замечательно, когда человек может посмотреть советский фильм годов шестидесятых, а после – голливудскую мелодраму или фантастику; почитать Чехова, а потом – Фаулза или Коэльо. Тогда человек будет иметь представление о различных временных культурных пластах.
Был физиологический эксперимент, и ученые установили, что дети, которые живут в историческом центре города, развиваются быстрее своих сверстников с окраин. Здесь речь идет не о неблагополучных родителях или уровне преступности. Имелось в виду влияние архитектуры на детей.
Дело в том, что живущие в центре присутствуют в разнообразных ритмических рядах. Например, у нас: сначала видим железнодорожный вокзал в стиле ампир, рядом – мемориальный музей – здание девятнадцатого века. Потом проходим почтамт. На площади – неоклассика, здание театра. После – дома, выстроенные в восьмидесятых годах, дальше – набережная. Это разная ритмика, которая нас обогащает. Мы развивались бы по-другому, если бы видели идентичные панельные дома с одинаковыми оконными проемами. То же самое в культуре. Если вы общаетесь с произведениями разных форм с использованием различных формальных приемов, от этого вы становитесь только богаче.
Чего хотят волгоградцы
? Вам не кажется, что СМИ, делавшие раньше упор на «желтуху», также теряют популярность?
– Мне бы хотелось, чтоб это было так. Я не смотрю канал НТВ. Хотя слежу за всеми телеканалами и хотя бы раз в месяц их включаю. Чтобы знать того человека, который может стать потребителем продукта, предлагаемого «Агентством культурных инициатив». Так что я должна понимать, что представляет «Дом-2».
? Разве это ваш потребитель?
– А почему нет? Это большое число молодых людей, живущих в Волгоградской области, наша потенциальная аудитория. Я преподаю в Институте художественного образования педуниверситета. Выстраивая диалог, я привожу примеры из массовой культуры, которая окружает студентов. Нельзя отвергать то, что нравится человеку, потому что это его личный опыт. Через него можно транслировать высшие образцы.
? Что предпочитают люди в Волгограде?
– Тут надо отметить два обстоятельства. Во-первых, Волгоград – город со сложной культурной историей. Есть города, где сохранилась старая застройка. Там человек уже с детства невольно осознает себя частью большой истории через архитектуру, городскую среду. Ты идешь и понимаешь, что ты тут родился, а до тебя здесь жили другие поколения. У территории есть сложившаяся традиция: как жили, куда ходили, что смотрели.
У Волгограда традиция только за последнее столетие прерывалась трижды. Сначала Гражданская война, затем Сталинградская битва, после которой осталось всего 10-15 тысяч коренного населения, а затем девяностые, когда многие уехали из города. Большинство считали и считают Волгоград местом временного пребывания. Только сложились новые поколения, которые изначально родились здесь и могут начать ассоциировать себя с этим городом.
При этом те, кто прижился в Волгограде и считает себя коренным жителем, хотя его родители жили не здесь, очень настороженно относится к приезжим. Это порождает недоверие в обществе.
Второе – это военное наследие. Это наша отличительная особенность, к нам по-прежнему едут туристы, Мамаев курган работает, туда ходят и волгоградцы, но ведь местным необходимо что-то еще, кроме скорби и памяти.
Новая культура
? Очевидно, из-за дефицита в сфере культуры и возникают частные инициативы.
– Да, тут очень интересная тенденция. Она несравнима по масштабам с упомянутым военным наследием, но, возможно, в дальнейшем все изменится. Пока же это множество разных ручейков. Бывшие студенты объединяются и создают собственные галереи. Более разнообразными становятся выставочные проекты наших музеев. Появляются альтернативные досуговые площадки. Например, российско-германская ярмарка-выставка, где можно было не только прийти и посмотреть на происходящее, но и стать участником.
Кроме того, недавно открылась школа народной реставрации. Это музейная программа, направленная на формирование у жителей города желания внимательно присмотреться к старым вещам в своих домах, разобраться в их ценности для семьи, и научиться эти вещи сохранять. Образовательная часть программы состоит из пяти циклов: вводного курса об истории реставрации, о навыках первичной атрибуции предметов, о ценности антиквариата; занятий по сохранению предметов из бумаги и реставрации книг; цикла по хранению предметов из мебели, металла и живописи. Отдельный цикл составляют занятия по сохранению архитектурных объектов. В мае-июне этого года занятия проводились на площадках трех музеев города: историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва», историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта», Волгоградского областного краеведческого музея. С октября занятия будут проводиться в рамках «Школы народной реставрации». Скорее всего, проходить они будут в мемориально-историческом музее, который находится на привокзальной площади.
То есть сфера культуры сейчас обретает все большее разнообразие. Приведут ли эти процессы к возникновению чего-то большего, сложно сказать. Для этого нужны условия.
У нас, к сожалению, очень изношенная инфраструктура. Это серьезная проблема. Ведь если мы говорим о воспитании молодого поколения, то надо помнить, что они привыкли потреблять продукты культуры в других условиях. Частный сектор приучил их к комфорту: чтоб летом было прохладно, зимой – тепло, чтоб были удобные кресла, высокие потолки, хорошая слышимость. Сложно объяснять ребенку, что вот это произведение – национальное достояние, потому что эти произведения висят на стенах, у которых полопавшаяся штукатурка и потеки на стенах из-за затопления. Если это национальное достояние, почему оно находится в таком виде?
? Можно ли судить по состоянию учреждений культуры об уровне самой культуры в том или ином городе? Когда вы впервые приезжаете в какой-либо город, что вам говорит о состоянии культуры в нем?
– На этот вопрос непросто ответить. Конечно, состояние музеев, концертных залов говорит о том, заботится ли территория о местах, где ее житель или гость может обращаться к произведениям искусства или предметам материального наследия. Но ведь культура – понятие более широкое, чем искусство и историческое наследие. Это и атмосфера, и транспортная доступность, и навигация в городской среде, и отношение жителей, их приветливость, и состояние дорог. А самое первое впечатление я, безусловно, получаю от «ворот» города – вокзала, аэропорта. И в этом отношении ситуация сейчас на нашем железнодорожном вокзале, когда невозможно подъехать к нему, заказать такси, не работает на нашу привлекательность. И, конечно, для меня это еще музеи и архитектурное наследие.