«Бомбилам» – бой!

3 ноября 2011

Может быть, это и субъективное авторское мнение, но такси стало для граждан доступнее. Ведь, по сути, сначала городской общественный транспорт – троллейбусы и трамваи – потеснили маршрутки. Они, конечно, стоят чуть дороже, но и двигаются оперативнее в разных направлениях. Теперь маршрутки в вечерние и ночные часы берут на порядок больше (не юридически, но по факту). И поздним вечером порой вдвоем-втроем бывает дешевле доехать на такси, чем на маршрутке. Ну или не очень много переплатить за комфорт и скорость. Однако с изменением в законодательстве перевозчиков и пассажиров ждут перемены.

Перемены задает федеральный закон № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся существенные поправки в законодательные нормы, регулирующие деятельность легковых автомобильных перевозчиков и, в особенности, перевозчиков на такси.
Какие законодательные новации в отношении рынка такси стоит отметить? Главный пункт – это уточненные требования к автомобилям такси и их обязательному оборудованию опознавательными знаками, электронными таксометрами, печатающими расчетные документы, стикерами, информирующими потребителя услуги перевозки о тарифах и водителе. Собственно, все это как легализует услуги, так и может повлиять на цену такси в будущем. В расходы для таксистов войдет и медосмотр, возможно, иной коэффициент страховки, дополнительный техосмотр.
Перед выходом на линию таксист должен пройти медосмотр. Правда, в этом случае не совсем понятно, где надо будет искать медика, если вызов поступил поздно ночью – к примеру, срочно отвезти человека в аэропорт. Вопрос еще прорабатывается и не будет обязательным до 1 января 2012 года.
Машины такси должны быть не старше 8 лет, а их пробег – не более 500 тысяч километров. Правом региональных (или местных) органов власти остается устанавливать либо не устанавливать цветовую гамму для кузова автомобилей такси. Также не за федеральной, а за местной властью остаются полномочия и обязанности по формированию специальных стоянок для такси.

Серьезно будут увеличены всевозможные штрафные санкции. Так, водители-нелегалы будут сразу отдавать из кармана от 5 до 20 тысяч за свою деятельность. Увеличены штрафы за остановку и стоянку в неположенном месте, за невыдачу чека после поездки.
Кроме того, закон вводит регулирование рынка, основанное на 5-летних разрешениях, которые будут оформляться регионами и выдаваться автотранспортному предприятию (АТП) или индивидуальному предпринимателю (ИП) на каждый автомобиль. Зона действия субъекта (город, межгород) определяется каждый раз по-разному.
Запрещается выдавать такие разрешения на автомобили, не принадлежащие АТП или ИП. Здесь придется побеспокоиться тем извозчикам, которые сегодня катаются по доверенности от родственников и других лиц.
Кстати, вступивший в силу закон предусматривает оформление документов на предоставление услуг такси только до конца 2014 года. С 2015 года решением местных органов власти могут вводиться ограничения и аукционы по распределению разрешений в соответствии с квотами.

В первую очередь серьезный удар нанесен по рынку нелегального извоза и диспетчерским сервисам, привлекающим в перевозки частных лиц с собственными автомобилями (в народе метко прозванными«бомбилами»). Ожидать ли повышения цен горожанам? По мнению одного из руководителей "извозного" бизнеса, из-за реформы цены если и поднимутся, то не более чем на 15%. Останутся только сильные компании, а их в Волгограде не так уж и много. И тогда возможно выравнивание цен под конкурентов. Не останется нелегалов, каждый таксист будет относиться к ИП или ООО, а это дополнительные расходы на ведение бухгалтерского учета и налоги. Немало стоит и специальный таксометр с функцией кассового аппарата – около восьми тысяч, даже если закупать оптом. Например, в компании «Евротранс» уже около 20 машин оборудованы таким аппаратам, но о результатах говорить рано: работа ведется в тестовом режиме.

Мы решили узнать у наших коллег из российских «Вечерок» и «Вечернего Минска», сколько стоит проехать с ветерком в их городе. И оказалось, что в Волгограде цены на такси самые низкие. Сравнить наши тарифы можно только с мурманскими. Напомним, что в нашем городе минимальная цена поездки 100 рублей (3 км) + в среднем 8 рублей за каждый последующий километр.

Волгоград

Для наглядности предлагаю вывести среднюю стоимость поездки из Тракторозаводского района (Спартановка) до Центрального (Волгоград-I) для каждого из городов. Назовем ее «средней» и оценим по волгоградским тарифам, чтобы было с чем сравнивать: 15 км = 100 р. (3 км) + 96 р. (12 км) = 196 рублей.

Москва

Московские пробки диктуют свои правила. Тарификация тут начисляется не по километражу, а за минуты. Первые 30 минут обойдутся вам в 340 рублей. Далее – 10 рублей за минуту. Доставка в аэропорт будет стоить не менее 700 рублей. «Средняя» поездка (не учитывая столичных пробок): 40 минут = 340 р. (30 мин.) + 100 р. (10 мин.) = 440 рублей.

Санкт-Петербург

В культурной столице расчет идет тоже исходя из минут, а не километров. Днем за первые полчаса вы отдадите 330 рублей. Далее – 33 рубля за минуту. «Средняя» поездка: 40 минут = 330 р. (30 мин.) + 330 р. (10 мин.) = 660 рублей.

Ставрополь

Минимальный проезд по городу 60 рублей за 4 километра. Ниже чем у нас. Но зато проезд по городу свыше 4 километров – 14 рублей за каждый последующий. «Средняя» поездка: 15 км = 60 р. (4 км) + 154 р. (11 км) = 214 рублей.

Ростов-на-Дону

Первые три километра по Ростову стоят 80 рублей. Далее – 12 рублей за километр. «Средняя» поездка: 15 км = 80 р. (3 км) + 144 р. (12 км) = 224 рубля.

Новосибирск

Таксисты Новосибирска предоставляют варианты оплаты – за километры или за минуты. Стоимость первых трех километров (или 15 минут) – 120 рублей. Далее 15 рублей за километр. «Средняя» поездка: 15 км = 120 р. (3 км) + 180 р. (12 км) = 300 рублей.

Мурманск

В Мурманске много разных компаний-перевозчиков, среди которых даже служба под названием «Черепаха». Наверное, слоган компании звучит приблизительно так: «Такси-Черепаха! Эх, прокачу!..». Примечательно, что в Мурманске есть социальное такси государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения. «Средняя» поездка по цене 9 рублей 37 копеек обойдется тут чуть более чем в 140 рублей. Однако обычные перевозчики берут в среднем 80 рублей за 3 километра, плюс 10 рублей за каждый последующий. «Средняя» поездка: 15 км = 80 р. (3 км) + 120 р. (12 км) = 200 рублей

Минск

Наши соседи белорусы в принципе не могут порадоваться низким ценам на услуги своих такси. Хотя они ниже, чем в нашей столице. Цена минимальной поездки по Минску (3 км) – до 50 тысяч белорусских рублей. Если перевести на наши – то около 175 р. И последующий километр – 2990 белорусских рублей (что равно нашим 10 рублям). «Средняя» поездка: 15 км = 175 р. (3 км) + 120 р. (12 км) = 295 рублей.

Александр БОГАТЫРЕВ