Социальный кодекс Волгоградской области задал ориентир другим регионам

12 июля 2016

Новые подходы распределения соцгарантий помогут незащищенным категориям граждан

Представители Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ и Всемирного банка Москвы изучили передовой волгоградский опыт по развитию системы соцподдержки населения с целью распространения его в других регионах России.

Встречи с работниками центров соцзащиты, обсуждение актуальных вопросов в рамках круглых столов – насыщенная программа пребывания специалистов из федерального центра в Волгограде – прошли в тот момент, когда в регионе вступил в законную силу Социальный кодекс. По словам экспертов, приняв стратегический документ, Волгоградская область по времени опередила другие субъекты страны, где к подобным изменениям в системе социальной поддержки населения только готовятся.

– В планах у нас провести исследования по получателям мер соцподдержки в трех субъектах России. Перечень определим позже, после чего распространим опыт и в других регионах, – рассказал ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Дмитрий Бычков.

По мнению столичных экспертов, Волгоградская область сегодня демонстрирует успешные практики реализации мер социальной поддержки. Подвижки в этом вопросе наметилось еще два года назад, когда специалисты НИФИ и Всемирного банка в Волгоградской области, а также Туле, Казани и Самаре, приступили к проработке вопросов усиления адресности и введения критерия нуждаемости при оказании социальной помощи. Обозначенные территории стали пилотными, где соответствующие проекты проходили «обкатку». А на сегодняшний день они являются флагманами среди других регионов по продвижению инициатив в вопросах социальной защиты населения.

Ведущий экономист сектора социальной защиты Всемирного банка Руслан Емцов заметил, что уже сам тот факт, что Волгоградская область приняла Социальный кодекс, говорит о том, что регион во многом опередил актуальные тренды, которые вскоре охватят всю страну.

– У Волгоградской области есть все необходимые условия для реализации этого проекта, – считает Емцов. – Есть возможность сосредоточиться на текущем моменте. Можно уже сейчас создавать и прочный задел на будущее.

По словам Емцова, так или иначе, работать придется в условиях повышенного внимания, в том числе и со стороны федеральных органов. Будет идти детальное изучение разных аспектов оказания социальной помощи.

– Нам кажется, что Волгоградский регион вполне готов к такой открытости, прозрачности и активному взаимодействию, – считает Емцов.

Напомним, что Социальный кодекс в Волгоградской области начал действовать с 1 июля. Подобные документы были приняты лишь некоторыми российскими регионами, где уже произошло переформатирование механизмов оказания адресной социальной помощи по степени нуждаемости.

Сегодня благодаря Кодексу бюджетные средства перераспределены и направляются на поддержку тех категорий граждан, которые испытывают реальную нужду в ней. При этом важно отметить, что размеры выплаты не сокращены, а даже увеличены. Это позволило вывести на принципиально иной уровень одно из приоритетных направлений долгосрочной стратегии развития Волгоградской области – систему поддержки материнства и детства.

Экспертное мнение:

Дмитрий Глинджев, начальник отдела адресной социальной помощи комитета социальной защиты населения Волгоградской области:

– Сама необходимость и принятие Социального кодекса, прежде всего, были продиктованы тем, что нужно было пересмотреть механизм социальной справедливости при распределении существующих льгот. Не каждая семья нуждается в получении того или иного вида социальной помощи. Поэтому перед разработчиками этого прогрессивного документа была поставлена конкретная задача – поддержку должны получать наиболее уязвимые, особо нуждающиеся категории граждан, а размер выплат должен быть существенным.

Количество получателей соцпомощи сегодня составляет порядка 200–220 тыс. человек. Поэтому, принимая Социальный кодекс, его разработчики стремились не только сохранить денежные средства, выделяемые на поддержку граждан, но и выработать более четкую схему их распределения, а также укрупнения размеров выплат там, где это действительно необходимо.

Например, с 1 июля увеличивается адресное социальное пособие – до 200 рублей семьям, где проживает один человек или двое одиноких людей. Если раньше право на эту меру поддержку имели только отдельные категории граждан, то теперь раз в 1,5 года вся семья будет иметь право на получение пособия.

Изменения произошли и с единовременным социальным пособием. Во-первых, он теперь носит компенсационный характер. А во-вторых, установлена «твердая» сумма, на которую получатель может претендовать. Если раньше объем выплачиваемой суммы определялся комиссией, законодательством был установлены верхний предел, по основным видам помощи он составлял 5 тыс. рублей, то теперь, если человек понес затраты и предоставил подтверждающие документы, то эта сумма будет в пределах 5 тысяч, но не более фактически понесенных расходов.

Елена Васильева, начальник отдела социальных выплат комитета социальной защиты населения Волгоградской области:

– Социальный кодекс позволил нам систематизировать 172 закона, которыми регулировалась 91 мера социальной поддержки. Теперь все они представлены в одном издании: девять глав, 61 статья. В сжатой форме перечислены все те меры социальной помощи, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. Безусловно, одной из приоритетных задач региональной власти по-прежнему является помощь многодетным семьям.

Социальный кодекс защищает и сохраняет права малоимущих семей с детьми. Речь идет о тех семьях, где доход не превышает прожиточный минимум на каждого члена семьи 9214 рублей. Таких семей в регионе проживет порядка 214 тыс.

Кроме того, с 1 июля усилена поддержка наиболее уязвимых граждан, особо нуждающихся семей: многодетные, а также семьи с детьми-инвалидами. В последние годы на территории Волгоградской области сложилась благоприятная тенденция – с каждым годом число многодетных семей только увеличивается, что не может не радовать. Сегодня у нас насчитывается более 24 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 85 тыс. детей. Эти семьи могут рассчитывать на первоочередную поддержку не только из федерального, но и регионального бюджета. Они могут рассчитывать на 23 меры социальной поддержки. Социальным кодексом они сохранены в полном объеме без учета доходов. Все, что им полагается по закону, будет выплачено, что называется, полным рублем.

Расширен перечень категорий граждан, которые получают ежемесячные выплаты. Увеличены и сами суммы выплат. Так, если до 1 июля одинокие отцы получали 317 рублей на одного ребенка, то теперь им выплачивают 634 рубля в месяц. Чуть больше стали получать студенческие семьи с детьми: если раньше они получали 450 рублей в месяц, то теперь эта сумма выросла до 634 рублей.

Особое внимание уделяется семьям с детьми-инвалидами. В регионе проживает 7,5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. К тем 5 тыс. рублей, которые они получают ежеквартально, начиная с января 2015 года, с 1 июля добавляется 656 рублей. Эти деньги будут выплачиваться ежемесячно тем семьям, где хотя бы один родитель ухаживает за ребенком-инвалидом. Раньше такую поддержку получали только семьи с двумя и более детьми. Это – порядка 62 семей, воспитывающих 82 ребенка с ограниченными возможностями.