Сквозь маркетинг – к звездам

28 июня 2016

Волгоградский планетарий обрел нового директора – впервые за три десятилетия. Владимира Фролова сменил выходец из Санкт-Петербурга Сергей Степанов, последние два года возглавлявший Агентство культурных инициатив. Он рассказал «Вечерке», какие изменения ждут звездный дом.

Заработать на свадьбах

? Сергей Степанович, для начала хотелось бы понять, как вы из культурной столицы России попали в Волгоград? Захотелось поднимать культуру в регионах?

– Все очень тривиально – у меня тут внуки. На последнем месте работы в Питере у нас произошли сокращения, издательство "Балтийская звезда", занимающееся выпуском красочных альбомов по искусству, приказало долго жить. Ну, я и решился на переезд. А тут мне улыбнулась судьба, уходил прежний директор Агентства культурных инициатив, и знакомые предложили мою кандидатуру. За время работы я познакомился с очень креативными людьми. Коллектив был небольшой, но каждый – генератор идей. Восхитительный период моей жизни. Я узнал много интересного с точки зрения современного искусства. Не могу сказать, что все из увиденного понял и осознал, но по крайней мере теперь имею представление, как создавать вещи, способные привлечь аудиторию.

 

? Агентством культурных инициатив реализовано немало интересных программ. Фестивали, мастер-классы, просветительские проекты международного масштаба. Продолжите на территории планетария?

– Да, уже есть подвижки. Мы с вами знаем, что время на дворе непростое. Наша главная идея – использовать стены и здание планетария на все 100%. Например, вы наверняка знаете, что многие молодожены во время свадебной фотосессии выбирают планетарий как площадку для красивых снимков. Мы хотим сделать все организованно. Пускать их на территорию, проводить мини-фотосет в обсерватории с объяснением созвездий дня, в который они решили скрепить узы. Это может принести деньги, столь необходимые для дальнейшего развития.

Что до опыта АКИ, ребята уже готовы приложить руку. Пустующие помещения могут использоваться как выставочные пространства. Но для начала надо определиться с форматом – какого рода мы хотим делать экспозиции. Вообще, основной посыл, с которым я сюда пришел – развитие культурно-просветительской деятельности. Планетарий сам по себе не может составить конкуренцию телевидению, интернету и кинотеатрам. Наши технические средства устарели и требуются десятки миллионов рублей на их обновление. Но мы не можем застыть в ожидании меценатов. Зал надо наполнять, у нас между прочим 495 мест! Поэтому заманивать зрителя мы будем не просто новыми программами, а комплексными мероприятиями.

 

? Я понимаю, вы на должности не больше месяца и пока можно говорить только о проектах, но все же – чего горожанам стоит ждать?

– Ох, идей очень много. Вы видели сад у нас во дворе? Государство дало разрешение на использование этого имущества. Здесь мы можем устраивать открытые выставки, театральные мероприятия, космические перформансы. А наш центральный зал с мраморными колонами? Туда так и просятся бальные танцы. А выход из него в сад – один в один зал знатоков из «Что? Где? Когда?». Ресурсов много, теперь нужно придумать, как их расходовать, чтобы не навредить традициям планетария. Естественно мы будем искать инвесторов и спонсоров. Опыт Агентства культурных инициатив – работа с фондами. Почти уверен, что такими вопросами, которыми занимается планетарий, интересуются меценаты.

 

 

? Какие-то нововведения уже есть?

– Буквально на прошлой неделе мы приняли новую лекцию с использованием фотографий, сделанных телескопом Хаббл про Марс. Пока шло обсуждение этой лекции, была высказана идея подготовить цикл лекций для тех, кто хочет углубленно узнать о красной планете. Это все очень полезно. Думаем и над расширением программы посещения обсерватории. За отведенный час люди не успевают даже понять, где находятся. Конечно, идут постоянные дискуссии по обновлению программы. Для этого мы бы хотели максимально привлечь научное сообщество.

 

? Правильно ли я понимаю, что развиваться за счет основного направления при нынешнем уровне технического вооружения невозможно?

– Когда знаешь, что существует полнокупольные варианты, которые позволяют воссоздавать восход и заход солнца на Марсе. Когда создается эффект полного присутствия на другой планете, виден ландшафт, звезды, которые светят в этот момент. Происходит погружение, зритель становится астронавтом. А в США есть даже специальные кресла, способные смоделировать преодоление земного тяготения. В таких условиях сложно принимать оборудование, установленное в 50-е годы прошлого столетия. Мы себе такую технику позволить никогда не сможем, но будем брать иными средствами воздействия.

 

 

Надо определиться – для кого работать

? Волгоградцы воспринимают планетарий, как детское развлечение. В то время, как в столицах в выходные дни стоят очереди из молодежи и взрослых. У нас же попасть на лекции возможно только с шумной группой школьников. Отчего такая разница?

– Планетарий хоть как-то пытается заменить детям отсутствие в школьной программе астрономии. Поэтому они – наша основная аудитория. И я никого в этом не осуждаю! Спасибо Владимиру Ивановичу Фролову, что сохранил планетарий в непростые времена. Мы были как будто законсервированы десятилетия, многое осталось в первозданном виде. Не говоря о работоспособном коллективе, каждый из пяти лекторов – на вес золота. Раньше, представьте, у нас было 30 специалистов. Лекторский коллектив довольно креативный, они готовы работать на новом оборудовании, знают свои возможности и как делать еще лучше. Но сама наша аппаратура создает определенные накладки. В столичных планетариях стоит стандартизованное оборудование, которое могут установить за пару дней. Ставишь аппаратуру, покупаешь любую программу и хоть на следующий день можно делать премьеру. Индустрия довольно хорошо развита. Но опять же, мы не можем себе этого позволить и не только из-за финансов, мы не можем потерять нашу особенность – человеческий контакт. Лектора заменить невозможно, он часть познавательного элемента. Если мы хоть немного обновим оборудование, настроим лекторов на современный лад, думаю, люди потянутся. Сейчас у нас в работе прибор "Планетарий", который проецирует небо, а все остальные изображения демонстрирует проектор. У нас их семь штук и пять, которые проецируют по кругу. Но полнокупольных у нас нет. Это дорого.

 

 

? Но есть хотя бы соображения – как облегчить доступ в планетарий? Чтобы не ждать группу, а прогуливаясь по городу, заскочить на лекцию?

– Я сейчас заговорю, как менеджер. Любое современное предприятие должно обладать неким маркетинговым отделом – органом, который должен общаться с рынком. Мы понимаем, что хотим видеть у себя молодежь и осознаем, что нужно с ней работать. И не просто создавать интересные лекции, а продумывать весь комплекс мер. Сюда нужно включить элементы рекламы, донести до аудитории наши возможности. Кроме того, все молодые люди очень разные. Надо определить сегмент, на который мы работаем. В АКИ мы знали нашу аудиторию. Маленькая группа людей, думающих и интересующихся. Поэтому, если мы хотим заработать, надо предоставлять услугу, которая будет востребована. Можно иметь высочайшего класса оборудование, но быть неинтересными для аудитории. Например, идут у нас театральные фестивали, в кинотеатре показывают спектакли Шекспировского театра. Настоящий восторг! А в зале – шесть человек. Я так часто говорю про рынок не просто так: планетарий на полной самоокупаемости, никаких внешних вливаний от государства у нас нет.

 

 

Проблемы – космические

? В России около 30-ти планетариев, у всех подобные проблемы?

– У каждого свои. Я тут совершено случайно узнал, что московский планетарий находится в частных руках. Скорее всего, хозяин планетария увлечен этим миром, он прекрасно понимает, на чем он может заработать, он удовлетворяет свои потребности и в тоже время занимается просвещением. Он вкладывает свои заработанные деньги и заинтересован в их окупаемости. В Ярославле планетарий содержится на государственном капитале. Город понимает, что ему необходим звездный дом. Планетарию в одиночку многие вопросы просто не решить. Например, ремонт. Здание волгоградского планетария – памятник культуры. Для его ремонта необходимо нанимать только специалистов, работающих с культурными объектами. Любая деформация может стать смертельной. Сейчас мы заняты тем, что хотим провести полный осмотр здания, описать каждый сантиметр и понять, над чем нужно работать в первую очередь. Чтобы не достичь точки невозврата, когда уже нельзя реставрировать, а только реконструировать. Тоже с решеткой – она достояние города, но все ее шпили уже много лет поломаны, их восстановлением тоже надо заняться.

 

? В советское время существовало общество знаний, мальчишки дышали космосом. При планетарии был даже кружок «Юный астроном». Не планируется возвращать традиции?

– Вы будете удивлены, но кружок работает до сих пор. Наш старейший сотрудник Тамара Павловна занимается с детьми несколько дней в неделю. Видите, как работает у нас реклама? Никто о нем даже не слышал. К нам ходят в районе 10 человек. Занятия ведутся не только в звездном доме, но и в обсерватории, а она больше 20 человек вместить за раз не может. У нас даже один из лекторов – выпускник кружка.