Скульптор "обрезал" пальцы поэту, чтобы их не оторвали
Волгоград подустал от военного прошлого, и это выражается в появлении скульптур другой эмоциональной насыщенности. Так недавно город украсили сразу два таких памятника – Александру Сергеевичу Пушкину на набережной и известным киногероям – сотрудникам уголовного розыска Глебу Жеглову и Володе Шарапову напротив здания областного управления МВД.
Роза и соловей
Изваяний деятелей культуры в полный рост (у нас все больше бюсты) в Волгограде раз, два и обчелся. Скульптура Пушкина в этом плане практически единственная в городе. Автор – волгоградский скульптор Павел Черкис, почетный академик Академии художеств РФ. Памятник выполнен из полимера. На медь, по словам скульптора, денег не хватило, так как одна отливка стоит больше миллиона.
Одухотворенный поэт стоит в свободной позе. Цилиндр отброшен, в голове рождаются гениальные строки. Конечная точка композиции – лежащая на цилиндре роза и вдыхающий ее аромат соловей.
– Мой Пушкин в расцвете лет. Ему где-то 30-31. Это поэт периода влюбленности и совершенствования, – рассказывает скульптор. – Памятник я сделал в пропорции 1,25 к натуральному размеру. (Рост Пушкина в реальной жизни составлял 166,5 см. – Прим. авт.) Сначала у меня была мысль сделать его изящным и тонким, чтобы отразить «зефирно-амурную» поэтическую суть. Стал глубже изучать, столкнулся с тем, что Пушкин был крепкого телосложения, широкоплечий, прекрасно фехтовал и был хорошим кулачным бойцом.
Во что «одеть» поэта?
Черкис долго размышлял, во что «одеть» поэта? Ведь Пушкин, по словам автора памятника, в одежде аскетом не был. Светский гардероб Александра Сергеевича имел и испанский плащ, и турецкие шаровары, и конечно же черный фрак. В итоге поэт одет в «придуманный костюм», но характерный для поэта.
«Теоретическая» подготовка – изучение множества рисунков и фотографий, статей – заняла больше месяца, на лепку ушло больше двух. Сначала Черкис создал этюд – 50- сантиметровую фигуру Пушкина. Затем слепил ее в глине в натуральную величину, снял форму, в которую залил полимер. Его мастер делает по собственной технологии, он тяжелый и при полной кристаллизации звенит, как металл.
Своим творением Черкис в целом доволен. Однако сказал по секрету, что пальцы гения в жизни были длинными, такие он и планировал, но побоялся, что обломают.
? До Пушкина вы возвели памятник Чкалову в Ахтубинске. Трудно лепить великих, особенно если ты их никогда не видел?
– Ничто не идет в сравнение с живой натурой, но ничего невозможного нет. Великих лепить не сложнее, чем простых смертных. Более того, в первом случае больше фотографий, воспоминаний, рисунков. Рисунок для скульптора имеет гораздо большую ценность, чем «документальное» изображение. Он не искажает пропорции и имеет настроение.
? Какие, на ваш профессиональный взгляд, самые яркие скульптуры России?
– Мамаев курган. Помню как советские специалисты из Союза художников считали скульптуры Вучетича громоздкими, тяжелыми. Дескать, что там такого уж невиданно-замечательного. И вот эти дамы приезжают в Волгоград. Веду их на Мамаев курган. Туда они шли с кислыми лицами, обратно – с одухотворенными: «Такого эмоционального воздействия мы больше нигде не прочувствовали!» Скульптура, чтобы считаться удачной, должна заставлять чувствовать.
Наталия Хайрулина