Сколько платят учителю из волгоградской глубинки в частной подмосковной школе?

В деревню, в глушь, в Саратов! Это когда отдохнуть. А когда заработать? Тогда на Север сварщиком или в Москву… скажем, в частную школу. Такую вожделенную мечту я однажды осуществила.
Я типичный провинциал со стажем, то есть много лет жила в своем родном городе и получала ну очень скромную учительскую зарплату. От хронического безденежья и в поисках лучшей жизни отважилась дать объявление в Интернете и, о чудо, мне позвонили из частной московской школы, где за обучение родители платят ежемесячно бешеные деньги – 80 тысяч рублей и где среди прочих учатся дети звезд.
Удивилась немного: я учитель хоть и с большим стажем, но без категории. В свое время наивно рассуждала, что категория – формальность и нет смысла доказывать, что ты «высшего сорта», ибо качество видно по работе. После долгих колебаний и сомнений решила ехать.
Зарплату мне директор по телефону пообещала приличную, заверив, что все в школе получают одинаково. Неправда. Логика зарплат не вписывалась в привычную, работал принцип: кто как договорился. Например, разница зарплат учителей математики при одинаковой нагрузке была пять тысяч. А это для провинциального человека деньги!
Зато решение «продовольственного вопроса» начисто опровергало тезис, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Судите сами: четырехразовое (вкусное!) питание учителю обходится всего в тысячу рублей в месяц. Фантастическая реальность! Что касается жилья, то его каждый ищет себе сам. Здание школы небольшое, сказочно симпатичное, по сути дела, коттедж, находится на территории элитного загородного подмосковного поселка.
Въезд строго по пропускам, чистота необыкновенная, словно Плюшкин по асфальту прошелся и за ним теперь не надо подметать улицу. Кругом зелень и тишина, народ как будто вымер. На территории поселка есть даже небольшой зоопарк.
Учительской в привычном ее понимании в школе нет. Оставляешь свои вещи на первом этаже (там рядом с администратором стол с компьютером, всегда можно распечатать нужный материал, очень удобно) – и в бой.
Познакомилась с коллегами, оказывается, половина приезжих. Местный водитель практически земляк – из Волжского. Видимо, столичной частной школе есть резон приглашать «мозги» с периферии, народ менее требовательный и более работоспособный. Оказалось, я третий преподаватель русского языка и литературы, кто работал в старших классах с начала года. Знаю, что последняя учительница ушла из‑за камер – они тут на каждом шагу, становишься невольным участником шоу «За стеклом».
Удивляюсь сама себе, но я про «тотальную слежку» забывала, когда вела урок. Однажды во время занятий меня попросили к телефону – директор.
– Вы не видите, что у вас на первой парте ученик грызет семечки?!
– Честное слово, не вижу, – искренне призналась я.
– Как же так?!
А вот так. Не видела в самом деле. Но больше таких казусов не было, школьная жизнь шла то размеренно, то нервно: за незаполненные ученические дневники (где‑то не было записано домашнее задание, где‑то отсутствовала роспись учителя) всех классных руководителей оштрафовали на две тысячи. Классы небольшие. Мои – старшие – 6‑8 человек в классе.
Способности у детей разные. Характеры тоже. Одни скромные, другие «строят свою прислугу» и считают это нормой. Училась их всех любить, если среди всякого прочего нет любви к ученикам, мало что получится.
К первому дню я готовилась так, как не готовилась к свадьбе. Писала всю ночь конспекты, искала изюминки. Хоть я и уверена в себе, но было страшновато…
Впрочем, страхи оказались напрасными. Полная свобода творчества и отсутствие тотального контроля. Никто не учил меня, как надо жить и работать. Хорошего в частной школе оказалось больше. Вот это было по‑настоящему здорово!
После уроков нужно заниматься своим классом: делать домашнее задание, гулять, следить за дисциплиной. Для меня это стало самой тяжелой частью рабочего дня. После семи уроков самой совсем не хочется что‑то учить, а детям и подавно. Но ты должна их заставлять, а они, соответственно, прячутся по углам, срочно идут в туалет, одним словом, бунтуют против самоподготовки.
Как ни странно, в конце учебного года моя зарплата в 65 тысяч мне уже совсем не казалась большой, немалые деньги измерялись огромной степенью ответственности.
Я уезжала домой, когда пришли результаты ОГЭ по русскому. Мои два двоечника сдали на четверки, другие ребята – на пятерки. Директор чуть не плакала от радости. Что ж, есть еще порох в пороховницах периферийных учителей!
Наталья Заруднева. Фото ИД "Волгоградская правда" / архив