Скачок напряжения: кто поможет, если сгорела техника

17 февраля 2021

В нашем материале рссказываем, куда обращаться и что делать, если из-за резкого скачка напряжения сгорели бытовые приборы.

Ненормальное напряжение

Перепад напряжения в сети – не что иное, как некачественно оказанная коммунальная услуга. Ведь в соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ

№ 354  «О  предоставлении коммунальных услуг...») одним из требований к качеству энергоснабжения является постоянное соответствие напряжения и частоты электротока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании. 

При этом ГОСТом стандартное номинальное напряжение электропитания определено в  220 В. Значения предельных положительных и отрицательных отклонений не должно превышать отметку в 10 процентов от номинального. Для сети 220 В эти значения варьируются от 198 до 242 В.

Факты отражают  в актах

Если нарушение правил стало причиной поломки техники, вы вправе требовать возмещения убытков. В управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области даже составили специальный алгоритм на такой случай.

В первую очередь, необходимо зафиксировать факт некачественного предоставления услуги. Для этого следует вызвать аварийно-диспетчерскую службу исполнителя услуги по электроснабжению.  То есть позвонить в аварийку, сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес, вид услуги. В свою очередь диспетчер, принявший звонок, обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, а также номер заявки и время ее регистрации. Все обращения в подобные службы обязательно регистрируются.

Вторым шагом станет обращение в адрес поставщика электроэнергии. В качестве такового может выступать либо управляющая организация, либо ресурсоснабжающая (при наличии прямых договоров). От поставщика нужен будет акт о причинении ущерба имуществу потребителя. Он должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения жителя в аварийно-диспетчерскую службу. Такой срок предусмотрен законом (п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354).

– В случае, если исполнитель коммунальной услуги откажется составлять акт причиненного ущерба, потребитель вправе обратиться в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области (ул. Козловская, 39а, г. Волгоград, 400074), которая осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований, – добавляют в Роспотребнадзоре.

Поломанную технику необходимо отнести в сервис-центр, чтобы к претензии можно было приложить чек о стоимости ремонта (ремонтный акт) или невозможности его проведения.

После того как на руках будут все необходимые документы, нужно писать обращение поставщику услуги с требованием возместить ущерб в полном объеме. Если компания станет тянуть время (у нее есть только 30 дней, чтобы удовлетворить претензию) или откажется нести ответственность, нужно идти в суд. Но прежде нужно будет заручиться актом экспертизы вышедшей из строя техники – он станет доказательством, что поломка произошла по вине поставщика услуг, а не вы сами сломали приборы. Независимому эксперту придется заплатить, но после окончания суда все расходы будут возмещены – для этого их нужно включить в исковое заявление. Кроме того, можно потребовать и компенсации морального ущерба.

Собственники квартир могут также обратиться с заявлением в Генпрокуратуру РФ или Роспот­ребнадзор о проведении проверки по факту нарушения качества коммунальной услуги (перепада напряжения в сети). Документы, полученные по итогам таких проверок, также будут являться доказательствами в суде.

Старая проводка – не радость

По словам электрика Дмитрия Ситникова, скачки напряжения – не редкость в старых домах.

– Это результат перегрузки, – поясняет специалист. – Ведь раньше устанавливались проводники мелкого сечения, которые не рассчитаны на современную нагрузку. Старый алюминий со временем подгорает, получается, что происходит сдвиг напряжения и в квартиру приходят уже две фазы, тогда как по норме должны быть 0 и 220 В (одна фаза с напряжением и одна – нулевая). Чтобы этого не происходило, в многоквартирных домах нужно вовремя менять проводку. Замену алюминиевого стоякового кабеля на медный большего сечения часто производят по программе капремонта. Но и в рамках текущего обслуживания каждые 50 лет кабель должны менять. Пусть даже на такой же алюминиевый, но новый. Многие жители идут другим путем и защищают квартиру локально – меняют проводку у себя в помещении и устанавливают устройство защиты от обрыва «нуля». Это также спасет от скачков напряжения.

Ирина Марченко © Фото ИД «Волгоградская правда»