Сарматским детям изменяли форму головы с помощью дощечек

14 апреля 2015

У Геродота есть легенда, как амазонки, соединившись со скифами, дали начало новому народу, который населял наши степи, в те времена, когда Волга звалась Ра, а Дон носил имя Танаис. Античные историки окрестили его – сарматы.

 

Сарматские племена освоили территорию от Уральских гор до Северного Причерноморья. Наибольшая концентрация сарматских памятников обнаруживается в Нижнем Поволжье. Поэтому в ВолГУ создан крупнейший центр по комплексному изучению истории и культуры сарматов. Недавно ученые центра совместно с коллегами из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН выпустили книгу «Курганный могильник Перегрузное I» с результатами многопрофильного исследование сарматских захоронений. Уникальность Центра заключается в том, что он объединяет разных исследователей: археологов, палеоантропологов, археозоологов, почвоведов, что позволяет ученым реконструировать древнее общество. Итак, что же за народ жил здесь до монгол?

Мода железного века

Сарматская эпоха охватывает период от IV -III вв. до н.э. до IV века н.э. Археологи выделяют три культуры, которые сменились за это время: ранне-, средне- и позднесарматская. Ранние сарматы были широкоголовыми, а поздние – длинноголовыми европеоидами. Как отмечают античные источники, волосы и глаза у них были светлыми. Ростом они были ниже нас, мужчина ростом 170 см считался уже очень высоким. Причем любопытно, что в предшествующую эпоху бронзы люди были выше.

«В позднесарматское время, II -IV вв. н.э. жило много народов, практиковавших искусственную деформацию головы. Видимо этот обычай был данью моды. Сарматы также изменяли череп. Для этого к голове младенца прикладывали дощечки и туго перебинтовывали, заставляли голову расти в нужном направлении», говорит доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой археологии и зарубежной истории ВолГУ Мария Балабанова.

 

В мир иной с ногой барана

Ранние сарматы практиковали курганы-кладбища, когда под одним курганом могло быть до 10-20 погребений, у поздних стали повсеместны индивидуальные курганы.

- Интересна демография погребенных в сарматских могильниках, - продолжает Мария Афанасьевна, - если у ранних сарматов в захоронениях примерно равное количество мужчин и женщин и большой процент детей, так как их смертность была огромной, то у поздних все по-другому. В их могильниках, локализованных в Нижнем Поволжье, Приуралье и на Нижнем Дону детей почти нет, а женщин в два раза меньше! Такое распределение по полу и возрасту в могильниках не соответствует норме! Это, а также высокая травмированность мужчин позволяет высказать гипотезу, что они были профессиональными воинами - наемниками.

И необъяснимый пока факт: у ранних и средних сарматов в погребение клали переднюю ногу барана, а у поздних – только заднюю.

- Особенности погребального обряда сарматов свидетельствуют о социальной иерархии, - продолжает Мария Балабанова. - Так, в могильнике Перегрузный мы нашли необычное захоронение молодой 25-30-летней, предположительно, жрицы. Видимо, после ее смерти с ее черепом совершали какие-то ритуалы, так как на нем обнаружены следы посмертной трепанации – кем-то высверлена аккуратная сантиметровая дырочка. Удивительно, но аналогичные захоронения встречаются только в Южной Сибири.

Каша с конской кровью

У сарматов не было поселений, только зимние и летние стойбища. По степи многотысячное племя передвигалось на лошадях и в повозках, крытыми шкурами. В них же и жили. У них были стада овец и табуны лошадей. Сено впрок не заготавливали, поэтому зимники локализовались по берегам рек, где животные ели камыш, еще овцы разбивали снежный наст, а лошади шли следом за ними и подъедали мерзлую траву. Коров не было. Длительность жизни при таком тяжелом образе жизни была 35 – 40 лет.

- Люди питались молоком, мясом. Такая диета влияла на зубочелюстную систему – зубы очень хорошие, редко встречается кариес по сравнению с земледельцами, практикующими растительную пищу. Зато велик процент зубного камня и воспаления породонта, что связано с антисанитарией ротовой полости - говорит Мария Балабанова. -Кроме мяса и молока в горшках мы находим остатки просяной каши.

Согласно письменным источникам сарматы муку иногда размешивали с кровью лошади эти и питались. В сложные годы, когда был высокий снег и начинался падеж скота, люди умирали от голода, они вскрывали голенные жилы лошади и пили кровь, не в ритуальных целях, а чтобы выжить.

Развлекались сарматы воскурением конопли. У Геродота есть описание сухой конопляной бани. Они жгли костер, сверху на него накидывали шатер и «воскурялись».

«Рыцари» и «амазонки»

Очевидно, что джигитовке и умению владеть оружием сарматы обучались с детства. Воевали летучими конными отрядами или многотысячной конной ордой.

У ранних и поздних сарматов отличается ведение боя. Первые предпочитали лук. Стрелы, как писал Овидий, мазали гадючьим ядом. Поздние сарматы отдают предпочтение двуручному мечу, длинной до 120 см, и пятиметровому копью, которым на полном скаку можно было проколоть двух-трех противников. Одинаково хорошо владели оружием в правой и левой руках. А конница стала тяжелой. У историков древнего мира Страбона и Тацита есть описание сарматских катафрактариев, по сути дела первых рыцарей, которые нашивали на рубашку из кожи или льна металлические пластины или кругляшки из рога (копыта), и получалось некое подобие кольчуги, правда очень тяжелое. Стремян, а возможно и седел, у них не было. Ученые до сих пор гадают как они могли управлять лошадью и двуручным оружием?

Молодые женщины также владели оружием. Примерно в 12% женских раннесарматских захоронений встречаются колчан со стрелами, а иногда и короткий меч. Античные источники сообщают, что сарматка не может выйти замуж, пока не убьет одного врага. По необходимости лучницы отражали нападения на кочевое стойбище. Что касается среднесарматских и позднесарматских женщин, то, они, видимо, уже не воевали, так как в их погребениях не обнаружены элементы вооружения

Воинственность, также постоянное продвижение сарматов на запад сослужила им плохую службу – они растворились среди других народов. В наследие нам остались лишь могильники, топонимика (например, «Дон» – это иранское слово обозначающее «река») и загадки. Мы гордимся военной историей нашего края, но ведь до нее на наших землях также творилась мировая история! Как жаль, что мы интересуемся ею так слабо.

 

DNG