С помощью бормашины бивни снова превращаются в мамонтов

18 ноября 2014

Статуэтки Михаила Дашцэрэна, выполненные из костей древних животных, хранятся в музеях Москвы и частных коллекциях Пекина. Более ста поделок составляют интерьер студии программы «Диалоги о животных». А резные слоны и пешки волгоградца покорили «короля шахмат» Анатолия Карпова.

 

 

Любовь к ископаемым древностям

 

Своей монгольской фамилией, которая переводится как «жить долго и не болеть», Михаил обязан отцу-монголу.

 

Еще мальчишкой Дашцэрэн собирал камни, кости ископаемых ящеров в пустыне Гоби. В этом было что-то волнительное и таинственное, будоражащее воображение. Потом вместе с друзьями обследовал пещеры ближайшего Подмосковья, Крыма, позже на все лето уезжал на Колыму, работал на промывке золота.

 

«Детские шалости» переросли в серьезное научное открытие: на реке Яне в Якутии он найдет самую северную в мире стоянку первобытного человека.

 

Канистры пива

 

Дашцэрэн окончил Московский геологоразведочный институт, по распределению попал в Якутию, где прожил более 20 лет.

 

– В то время там пили ведрами, – вспоминает резчик. – Рыбы на Севере много, а вот пива нет. Так мы частенько закидывали 2-3 человек в самолет до Якутска. Они затаривались там канистрами пива, и вся общага гуляла.

 

Не спиться помогли фигурки из пластилина, которые лепил Михаил, обучая местных ребятишек. Параллельно делал костяные статуэтки, путем проб и ошибок вырабатывая свой авторский почерк.

 

Найти в Якутии кости, волосы и даже мясо мамонта, по словам Дашцэрэна, было нетрудно, они «валялись буквально в каждом ручье».

 

Путь к жене был выстлан черепками

 

После операции на глазах медики наложили табу на северные странствия и мужчина переключился на южные степи.

 

Остатки золотоордынских городов в Царевом городище поразили любителя истории: все было разграблено и валялось совершенно бесхозным. Михаилу захотелось спасти «хоть что-нибудь», он стал приезжать сюда, собирать черепки, обломки керамики.

 

Еще нашел то, что первоначально совсем не входило в планы, – жену!

 

Тут потрудился резец судьбы. Михаил сдавал в местный школьный музей часть своих находок. Для приемки «сокровищ» учительница истории пригласила еще завуча по воспитательной работе.

 

Так впервые за столом резчик увидел свою будущую супругу. Через год увидел второй раз, а в третью встречу сказал: «Если хочешь, приезжай ко мне в Москву!» Ирина приняла предложение, но с оговоркой – жить в родном селе. И вскоре из московской квартиры Дашцэрэн приехал топить печку в Царев.

 

Благородная кость

 

Мешки костей ископаемых, не представляющих интереса для науки, художнику резьбы поставляют с открытой им стоянки.

 

Чаще всего материалом для поделок служат кости мамонта. Бивень древнего животного гораздо прочнее, чем слоновая кость. Он, как объясняет Михаил, имеет характерную структуру, похожую на сеточку.

 

Кстати, от того, где находились бивни, в какой почве, зависит их цвет. Если в пластах, содержащих уголь и торф, внутри появляется красноватый оттенок. При низких температурах бивни сохраняются лучше всего, такие обычно с коричневой корой, а внутри почти белые.

 

Мамонтовый бивень состоит из трех слоев, в декоративно-прикладном искусстве используется средний слой, так называемый дентин.

 

«Со стоматологом я беседую на равных!»

 

Анималистические фигурки Дашцэрэна легко умещаются в ладошке ребенка.

 

Михаил говорит, что сейчас опыта у него достаточно и он не делает предварительных эскизов. Просто берет кусок бивня и рассматривает, рождается определенный образ.

 

Ленточный наждак и бормашина, странные надфили, лобзики – приспособления, напоминающие инструменты стоматолога, все это находится в мастерской художника-костореза.

 

Чаще всего простой карандаш Михаила набрасывает фигурки мамонтов, ископаемых ящеров, оленей, тюленей, моржей, после чего делается грубая опиловка изображения.

 

Теперь очередь более мелких стоматологических инструментов: мелкой фрезой снимаются тонкие слои кости, и по ходу уточняются пропорции будущей фигурки, форма головы животного, фактура шерсти.

 

– Я со стоматологом беседую на равных, – говорит мастер. – За один день работы произвожу море пыли, ведь половина объема костей уходит в нее. Кстати, пыль от бивней пользуется спросом у художников: они пережигают ее по старинной технологии и получают черные цвета, используемые при написании икон.

 

Изделия из кости достаточно высоко ценятся. Например, костяная пуговица диаметром 1-1,5 см стоит в районе пятисот рублей. Но дело не в цене. Удовольствие, которое получает мастер от резьбы, несравнимо ни с какими деньгами!

DNG