«Русским фильмам не хватает искренности»

1 декабря 2015

Уступают ли отечественные фильмы голливудским, в чем секрет популярности сериалов и как угодить зрителю, рассказал Антон Долин, российский кинокритик, ведущий радио «Маяк», «Вести ФМ» и журналист шоу «Вечерний Ургант».


Журналисту «Вечерки» удалось пообщаться с коллегой в рамках пресс-конференции «Новое телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных сервисов», организованной компанией VIASAT.

Кино и Интернет

? Лет 15 назад казалось, что Интернет поглотит кино и телевидение. Людям было удобнее скачивать фильмы и смотреть их на компьютере, чем платить за билет в кино или ждать любимую картину по телевизору. Почему этого не случилось?

– Действительно, ситуация с кино и телевидением выглядела довольно катастрофической. Но сейчас сходят на нет запрещенные трекеры. К тому же люди начали понимать разницу между легальным и нелегальным, между тряпочной экранкой и фильмом хорошего качества. И они стали возвращаться к телевидению. А в кинотеатры зрителей вернул «Аватар» Джеймса Кэмерона. Он стал очень важной психологической ступенью, дал понять, что смотреть фильмы дома и в кинотеатре – абсолютно разные вещи. И дело не только в 3D. В свое время такой прорыв в русском прокате совершил «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. До него никто не верил, что отечественный фильм может сравниться с голливудским. В 90-е годы мы открыли для себя Голливуд, увидели, какие могут быть спецэффекты. На этом фоне наше кино, которое изображало суровую правду жизни, выглядело очень невыигрышно. Но тут появился «Ночной дозор», и все были ошеломлены. Не фильмом, который небезупречен, а осознанием того, что русское может быть такое же крутое, как в Голливуде. И люди стали ходить на отечественные блокбастеры.

? В последнее время на экранах кинотеатров очень много мультфильмов. Почему?

– Появление кино нового уровня способствовало тотальной инфантилизации. Меня как-то поразила возрастная статистика зрителей, ходивших на «Мадагаскар-3». Взрослых было больше, чем детей. Просто родителям стало обидно, что их дети растут с фильмами такого качества, которого не было раньше. И люди стали проваливаться в детство. При этом в России развлекательные фильмы Dreamworks Pictures, такие как «Шрек», «Мадагаскар», «Кунг-фу Панда», собирают гораздо больше денег, чем более интеллектуальные от Pixar – «Валл-И», «Рататуй», «Вверх». В Америке наоборот.

Волшебный мир затягивает

? Чем можно объяснить сериальный бум, охвативший весь мир?

– Произошли новые сдвиги в сознании. Можно показать это на примере «Игры престолов» – самого дорогого и успешного коммерческого сериала в мире. Как только кинематограф понял, что он может делать с развитием цифровых технологий – эффекты 3D, компьютерная графика, стереозвук, – стало возможно снимать то, что раньше казалось невероятным. В частности, фэнтези, такое как «Властелин Колец», «Хоббит», «Гарри Поттер». Здесь действие происходит в волшебном мире, каждый элемент создается с помощью спецэффектов, и это производит невероятное впечатление, особенно в кинотеатре. Придуманная вселенная затягивает, и людям жалко расставаться с ней через полтора, два или три часа. Кинотеатр не может, как телевидение, показывать одну серию за другой. «Игра престолов» это соединяет. Там огромный нереальный мир, и есть возможность жить в нем долго, годами, ждать выхода новых сезонов и новых серий. Кроме того, сериалы смотрят любители взрослого кино. Раньше этих людей удовлетворяло авторское кино. Но прежним гигантам – Триере, Ханеке, Вуди Аленну – уже за 60. Сейчас нет абсолютных вершин, гениев подобного масштаба. Поэтому появились сериалы, которые делают режиссеры авторского кино. Очень часто в них присутствуют табуированные для большого кино темы: кровь, секс, наркотики, голые тела и прочее.

? А есть ли в России достойные сериалы?

– У нас пытаются повторить американские и европейские сериалы, иногда получается удачно. Например, «Оттепель» Валерия Тодоровского – это хороший постановочный уровень.

Не бояться смотреть на себя в зеркало

? Каких фильмов не хватает в России?

– В России прежде всего не хватает талантливых фильмов. А в каком жанре или области будут применять свой талант авторы, уже не настолько важно. Не хватает талантливых боевиков, комедий, драм, хорроров... Да всего не хватает. За счет целевой поддержки Министерства культуры и фонда кинофильмов определенной тематики (допустим, патриотической) нередко деньги выделяются самым ловким, а не самым одаренным авторам.

? В чем главная проблема отечественного кинематографа?

Есть универсальное кино – фантастика, боевик, фильм ужасов, фильм-катастрофа, – которое смотрят по всему миру. Если посмотреть на кассовые сборы разных стран, вы увидите, что идиоты, которые пытаются соперничать с Голливудом в этой нише, – в основном такие водятся в России, – проигрывают. Потому что побить американскую киноиндустрию в этих жанрах, хотя бы по бюджету, – невозможно. Фильмы, которым в Дании, Китае, Иране удается победить Голливуд, – это мелодрамы и комедии. Почему? Причина проста. Это истории, которые требуют самоидентификации без спецэффектов. Вы должны узнавать в героях себя, вы должны смеяться вместе с героями. Наверняка бывало, что при просмотре американской комедии вы не понимали, что тут смешного. Это не потому, что плохой юмор. Просто они делают про себя и для себя. В нашей киноиндустрии никто не понимает этой простой истины. Или понимает, но замалчивает, потому что у нас общество лжи и самообмана. Нашим фильмам не хватает искренности. Когда вы в последний раз плакали на русском фильме? Или представьте себе наши так называемые лирические комедии типа «Джунглей». Разве можно на них испытать что-то, кроме возмущения или скуки? Если вы не готовы смеяться над окружающим миром и показывать его таким, какой он есть, вы не сделаете хорошую комедию. Яркое исключение – «Горько» и «Горько-2» – фильмы без звезд, собравшие огромную аудиторию, потому что люди себя там узнали. Как только мы перестанем бояться смотреться в зеркало и показывать себя на экране, у нас появятся хорошие мелодрамы и хорошие комедии. Еще одна причина, почему появляются плохие русские фильмы, – неправильные принципы поддержки киноиндустрии. Была бы моя воля, я бы принял очень жесткие меры и полностью прекратил финансирование государственного кинематографа. Со временем вымерли бы все, кто на этом наживается. На рынке остались бы только те, кто не будет рассказывать Мединскому и Фонду кино о липовом бизнес-плане. Что делают киностудии Румынии, у которых ограничены финансовые возможности? Они придумали собственный стиль: без закадровой музыки, спецэффектов, драм. Чем еще можно заинтересовать зрителя? Актерской работой, работой оператора, хорошей драматургией, отличным сценарием. У них выросло поколение прекрасных актеров. А у нас все просто: «Давайте позовем Гошу Куценко, ведь последний фильм с ним вроде бы хорошо собрал!» Они не думают о том, что Гошу Куценко нужно наконец научить играть.

Зритель умнее критиков

? Бытует мнение о быдло-зрителях, которые «съедят» все, что угодно.

– Я, в отличие от многих своих коллег, не считаю зрителей быдлом. Наш зритель гораздо умнее кинокритиков, директоров кинотеатров, чиновников Минкульта. Потрясающая рекламная кампания втюхивает им чудовищный фильм «Вий». На первой неделе – хорошие сборы, а на второй – падение на 80%. Зрители быстро поняли, что это такое, и перестали смотреть. Рекламой можно чуть-чуть обмануть, но со вторым «Вием», который сейчас снимают, это не пройдет.

? Для кого тогда шоу с похабным юмором, передачи с одинаковым сюжетом, кочующие с канала на канал?

– Наши теле- и кинопродюсеры часто недооценивают зрителя, намеренно занижают планку. Все больше зрителей отказываются от эфирных каналов именно по этой причине. Но, с другой стороны, это – прекрасный толчок для развития платного и по-настоящему независимого телевидения.

Тема войны будет актуальна всегда

? Что вы думаете о фильме "Сталинград" Федора Бондарчука? Можно ли сравнить его с советским фильмом 1989 года или немецким фильмом "Сталинград" 1992 года?

– «Сталинград» я считаю эталонным примером отечественного блокбастера, за который не стыдно. Это не великий фильм, но это очень качественное большое кино, в котором и спецэффекты, и игра актеров на мировом уровне. Особенно ценю немецкого актера, сыгравшего там просто замечательно, и неординарную работу с 3D. Я не удивлен ни тем, что фильм стал лидером проката, ни тем, что после него Бондарчука пригласили работать в Голливуд. Сравнивать его с более ранними фильмами на ту же тему я бы не стал – совершенно другой сценарий, иная художественная задача.

? Недавно стало известно, что буряты собираются снять фильм о Сталинградской битве. Почему эта тема так актуальна? И вообще, насколько востребованы фильмы военной тематики?

– Сталинградская битва – это ключевой, поворотный момент той войны, которая по факту стала главным событием ХХ века. Именно поэтому она привлекает большое внимание. Военная тема актуальна всегда: если авторы сценария и режиссеры придумают, как ее использовать и повернуть в свете последних событий. Ведь разговор о человеке на войне – всегда разговор о выборе, предельном опыте, выживании и отчаянии.

DNG