Рембо Иванович не совладал с впечатлением от Мамаева кургана

Кадр из фильма "За все заплачено"
Заслуженный артист РФ Владимир Литвинов предпочел кинематограф театру, на его счету более 60 картин. За автографами на улице к нему стали подходить после фильма «За все заплачено». Визитными карточками брутального петербужца стали «Телохранитель» и «Золото партии». Нам удалось с глазу на глаз поговорить со звездой об актерской профессии, возможностях русской классики и поздних детях.
? Владимир Устинович, вы впервые приехали в наш город. Каковы ваши честные впечатления о Волгограде?
– Впечатления разные: все, что касается людей, – один большой сплошной плюс, везде искренний и радушный прием. Что касается впечатлений от города – покорила панорама, а Мамаев курган перевернул меня эмоционально. Но вместе с тем Волгоград, не в обиду будет сказано, конечно, пока не столичный город. Мне хочется, чтобы все города-миллионники имели свое лицо… умытое. Например, Казань сейчас шикарна, но я помню ее в 1971 году, когда по центральной улице летел мусор, и во всем чувствовалась неухоженность. Волгограду, на мой взгляд, есть к чему стремиться. Кстати, мы были в Камышине, очень приятный город со своим местным колоритом.
? Вы – поздний ребенок, теперь у вас у самого есть позднее сокровище. К чему это обязывает?
– Мой отец умер рано, мама много работала. Большую часть времени я был предоставлен самому себе, наверное, отсюда моя независимость. Воспитываться было легче, чем воспитывать. Сейчас в детских садах появилась мода делать выпускные вечера, и я, как счастливый обладатель семилетнего ребенка, должен принять участие в концерте, «а ля танцы со звездами». Вместо меня репетировал танец «Отец и дочка» мой старший сын, он и музыку подобрал, и движения придумал. Позвоночник уже не позволяет мне делать такие шикарные вещи. Но дебюта на сцене садика мне не избежать, хочешь-не хочешь – обязан.
Техника – ничто!
? В кино вы тоже достаточно «поздний ребенок». Что привело вас в актерскую профессию?
– Я был весельчаком и балагуром, после школы поступил в политех. Вскоре меня, как самого веселого, перевели на вечернее отделение института и оттуда прямиком закинули на Крайний Север, который открыл мне кладезь русской классики. Я стал читать запоем русскую литературу, читал ее каждую свободную минуту. По этому поводу в армии даже листок выпустили с подписью «Все читают про диод (я служил в радиолокационных войсках), а Литвинов – идиот!» А я все равно читал, и однажды ночью, любуясь на звезды, вдруг понял – все эти механизмы, мосты, сооружения – ничто. Люди – все! Иными словами, открыл в себе гуманитария. После службы совершенно случайно познакомился с одним режиссером, он меня и благословил на вступительные экзамены в театральный институт, говорит, сложно, но попробовать можно.
Хороший актер умеет пошалить
– Пришел я туда бравый, по паспорту – 21, по самоощущению – тридцать. Увидел экзальтированную публику: девушки такие стеснительно-восторженные, парни волнующиеся. Я в сапогах, без всяких стеснений. Читал прозаический отрывок Сэлинджера и стихи «иностранного производства». Пижонил. Меня взяли на другой тур, потом на следующий. Чего, думаю, мне голову морочили, что сложно?! Я не сразу понял, в чем суть актерской профессии. Меня даже хотели отчислить из театрального института, потому что я не мог выйти на площадку и начать играть, не понимал, как это сделать. А потом вдруг взял и разыграл целый спектакль о благородном жулике по рассказам О. Генри. Просто пошалил, а оказалось, именно это и нужно. В этом и состоит профессия – уметь подурачиться. Честно говоря, я не верю, что актерскому мастерству можно научить. Это должно быть в природе. А если в природе есть, человек научится. Грубо говоря, лучше сидеть с Леонардо да Винчи и смотреть, как он мешает краски. Это отличная школа.
? Госпожа удача в вашей профессии решает все?
– В актерском деле 90% удачи, попал или не попал. Во Львове в гостинице мне показали место, где сидел режиссер Владимир Басов, который собирался снимать «Щит и меч» и объяснял ассистенту, какой типаж ему нужен на одну из главных ролей. Тот не понимал. «Ну примерно как вон тот высокий блондин». Этот человек оказался Олегом Янковским, приехавшим на гастроли в составе труппы саратовского театра. Не будь Олег Янковский в ту минуту во Львове – как знать, сложилась ли бы так удачно его артистическая карьера. Мой друг, потрясающе одаренный артист с комическим талантом, сидит на даче и делает ремонт.
? Что на ваш взгляд важно в фильмах о войне?
– Убедительность. В «Охоте на Вервольфа» для роли человека, бежавшего из плена, Борис Галкин, только что вставивший зубы, пошел к гримерам и попросил сделать черные остатки зубов. Так возникло ощущение правды. Она важна в каждой мелочи, если речь идет о войне. На этой же картине (я играл роль разведчика майора Седова) ассистент по костюмам постоянно поправлял мне форму, объяснял, что тогда была какая-то особенная мода носить головные уборы. В конце концов режиссер разбушевался: " Такую тонкость из миллиона могут заметить только два таких придурка как ты!"
Рембо Ивановича на съемку доставляли носилки
– Самая моя любимая роль еще впереди, а самая сложная – в картине про Афганистан «За все заплачено». Жара 45 градусов, снимали в БМП, раскаленный металл. В шутку называл своего персонажа Рембо Иванович. Но на съемках я заболел. Лежу в госпитале, приходит ко мне режиссер Салтыков и просить день, чтобы снять крупные планы. И вот утро следующего дня: к природной жаре добавляется температура моего тела 38, на съемку – на носилках. Меня в бронежилете положили на край обрыва. По сюжету должен подлететь вертолет, но не рассчитали, что от лопастей будет сильный поток ветра. В итоге – все на месте, а меня след простыл. Я покоюсь на дне тридцатиметрового обрыва. И после этого была задача говорить всякие команды, я уже просто матерился, скорей бы все это закончилось. Потом применили кинофокус – подложили нужные слова, все в кадре выглядело убедительно и достойно. Кстати, на съемках этой ленты я был тяжело ранен, в тело вошел штырь от антенны бронетранспортера, но несколько операций оставили меня на этом свете.
? Вы пользуетесь своей известностью?
– Грешен, когда гаишник идет ко мне, медитирую: «Только бы узнал, только бы узнал!» Иногда узнают. Самая запомнившаяся встреча со стражем дорог выглядела так. Останавливает он меня. Я такой спокойный, доброжелательный, уставший. Ничего не говорю, просто смотрю на него. Он тоже молча глядит на меня. Молчаливый диалог. Глаза в глаза. Выражение меняется от озадаченности до сочувствия. «Езжай!»
? Вы – интересный харизматичный мужчина. Есть ли у вас свои фирменные «литвиновские» секреты знакомства?
– С девушками всегда знакомился легко. И всегда это была импровизация. Полная. Скажем, задаешь с серьезным выражением лица вопрос «Что это у вас там такое?» Девушка реагирует, вот тебе и завязка, остается добавить обаяние, внимание, улыбку.
? Владимир Устинович, на экране вы дошли до генерал-полковника. Хотелось бы услышать приказ киношного военного для всех волгоградцев.
– Наслаждаться жизнью! Не падать духом ни при каких обстоятельствах в нашей уникальной стране! В ней в любой момент все может поменяться. Когда я в своем городе (Санкт-Петербурге) смотрю на дом Зингера, построенный для компании «Зингер», думаю, разве могли они предположить, что через четыре года все это у них заберет революция. Наверное, когда строили, думали – на века. Счастья всем вашим читателям и цветущей в душе сирени!