Рембо Иванович не совладал с впечатлением от Мамаева кургана

24 мая 2016

Кадр из фильма "За все заплачено"

Заслуженный артист РФ Владимир Литвинов предпочел кинематограф театру, на его счету более 60 картин. За автографами на улице к нему стали подходить после фильма «За все заплачено». Визитными карточками брутального петербужца стали «Телохранитель» и «Золото партии». Нам удалось с глазу на глаз поговорить со звездой об актерской профессии, возможностях русской классики и поздних детях.

 

? Владимир Устинович, вы впервые приехали в наш город. Каковы ваши честные впечатления о Волгограде?

 

– Впечатления разные: все, что касается людей, – один большой сплошной плюс, везде искренний и радушный прием. Что касается впечатлений от города – покорила панорама, а Мамаев курган перевернул меня эмоционально. Но вместе с тем Волгоград, не в обиду будет сказано, конечно, пока не столичный город. Мне хочется, чтобы все города-миллионники имели свое лицо… умытое. Например, Казань сейчас шикарна, но я помню ее в 1971 году, когда по центральной улице летел мусор, и во всем чувствовалась неухоженность. Волгограду, на мой взгляд, есть к чему стремиться. Кстати, мы были в Камышине, очень приятный город со своим местным колоритом.

 

? Вы – поздний ребенок, теперь у вас у самого есть позднее сокровище. К чему это обязывает?

 

– Мой отец умер рано, мама много работала. Большую часть времени я был предоставлен самому себе, наверное, отсюда моя независимость. Воспитываться было легче, чем воспитывать. Сейчас в детских садах появилась мода делать выпускные вечера, и я, как счастливый обладатель семилетнего ребенка, должен принять участие в концерте, «а ля танцы со звездами». Вместо меня репетировал танец «Отец и дочка» мой старший сын, он и музыку подобрал, и движения придумал. Позвоночник уже не позволяет мне делать такие шикарные вещи. Но дебюта на сцене садика мне не избежать, хочешь-не хочешь – обязан.

 

 

Техника – ничто!

 

? В кино вы тоже достаточно «поздний ребенок». Что привело вас в актерскую профессию?

 

– Я был весельчаком и балагуром, после школы поступил в политех. Вскоре меня, как самого веселого, перевели на вечернее отделение института и оттуда прямиком закинули на Крайний Север, который открыл мне кладезь русской классики. Я стал читать запоем русскую литературу, читал ее каждую свободную минуту. По этому поводу в армии даже листок выпустили с подписью «Все читают про диод (я служил в радиолокационных войсках), а Литвинов – идиот!» А я все равно читал, и однажды ночью, любуясь на звезды, вдруг понял – все эти механизмы, мосты, сооружения – ничто. Люди – все! Иными словами, открыл в себе гуманитария. После службы совершенно случайно познакомился с одним режиссером, он меня и благословил на вступительные экзамены в театральный институт, говорит, сложно, но попробовать можно.

 

 

Хороший актер умеет пошалить

 

– Пришел я туда бравый, по паспорту – 21, по самоощущению – тридцать. Увидел экзальтированную публику: девушки такие стеснительно-восторженные, парни волнующиеся. Я в сапогах, без всяких стеснений. Читал прозаический отрывок Сэлинджера и стихи «иностранного производства». Пижонил. Меня взяли на другой тур, потом на следующий. Чего, думаю, мне голову морочили, что сложно?! Я не сразу понял, в чем суть актерской профессии. Меня даже хотели отчислить из театрального института, потому что я не мог выйти на площадку и начать играть, не понимал, как это сделать. А потом вдруг взял и разыграл целый спектакль о благородном жулике по рассказам О. Генри. Просто пошалил, а оказалось, именно это и нужно. В этом и состоит профессия – уметь подурачиться. Честно говоря, я не верю, что актерскому мастерству можно научить. Это должно быть в природе. А если в природе есть, человек научится. Грубо говоря, лучше сидеть с Леонардо да Винчи и смотреть, как он мешает краски. Это отличная школа.

 

? Госпожа удача в вашей профессии решает все?

 

– В актерском деле 90% удачи, попал или не попал. Во Львове в гостинице мне показали место, где сидел режиссер Владимир Басов, который собирался снимать «Щит и меч» и объяснял ассистенту, какой типаж ему нужен на одну из главных ролей. Тот не понимал. «Ну примерно как вон тот высокий блондин». Этот человек оказался Олегом Янковским, приехавшим на гастроли в составе труппы саратовского театра. Не будь Олег Янковский в ту минуту во Львове – как знать, сложилась ли бы так удачно его артистическая карьера. Мой друг, потрясающе одаренный артист с комическим талантом, сидит на даче и делает ремонт.

 

? Что на ваш взгляд важно в фильмах о войне?

 

– Убедительность. В «Охоте на Вервольфа» для роли человека, бежавшего из плена, Борис Галкин, только что вставивший зубы, пошел к гримерам и попросил сделать черные остатки зубов. Так возникло ощущение правды. Она важна в каждой мелочи, если речь идет о войне. На этой же картине (я играл роль разведчика майора Седова) ассистент по костюмам постоянно поправлял мне форму, объяснял, что тогда была какая-то особенная мода носить головные уборы. В конце концов режиссер разбушевался: " Такую тонкость из миллиона могут заметить только два таких придурка как ты!"

 

 

Рембо Ивановича на съемку доставляли носилки

 

– Самая моя любимая роль еще впереди, а самая сложная – в картине про Афганистан «За все заплачено». Жара 45 градусов, снимали в БМП, раскаленный металл. В шутку называл своего персонажа Рембо Иванович. Но на съемках я заболел. Лежу в госпитале, приходит ко мне режиссер Салтыков и просить день, чтобы снять крупные планы. И вот утро следующего дня: к природной жаре добавляется температура моего тела 38, на съемку – на носилках. Меня в бронежилете положили на край обрыва. По сюжету должен подлететь вертолет, но не рассчитали, что от лопастей будет сильный поток ветра. В итоге – все на месте, а меня след простыл. Я покоюсь на дне тридцатиметрового обрыва. И после этого была задача говорить всякие команды, я уже просто матерился, скорей бы все это закончилось. Потом применили кинофокус – подложили нужные слова, все в кадре выглядело убедительно и достойно. Кстати, на съемках этой ленты я был тяжело ранен, в тело вошел штырь от антенны бронетранспортера, но несколько операций оставили меня на этом свете.

 

? Вы пользуетесь своей известностью?

 

– Грешен, когда гаишник идет ко мне, медитирую: «Только бы узнал, только бы узнал!» Иногда узнают. Самая запомнившаяся встреча со стражем дорог выглядела так. Останавливает он меня. Я такой спокойный, доброжелательный, уставший. Ничего не говорю, просто смотрю на него. Он тоже молча глядит на меня. Молчаливый диалог. Глаза в глаза. Выражение меняется от озадаченности до сочувствия. «Езжай!»

 

? Вы – интересный харизматичный мужчина. Есть ли у вас свои фирменные «литвиновские» секреты знакомства?

 

– С девушками всегда знакомился легко. И всегда это была импровизация. Полная. Скажем, задаешь с серьезным выражением лица вопрос «Что это у вас там такое?» Девушка реагирует, вот тебе и завязка, остается добавить обаяние, внимание, улыбку.

 

? Владимир Устинович, на экране вы дошли до генерал-полковника. Хотелось бы услышать приказ киношного военного для всех волгоградцев.

 

– Наслаждаться жизнью! Не падать духом ни при каких обстоятельствах в нашей уникальной стране! В ней в любой момент все может поменяться. Когда я в своем городе (Санкт-Петербурге) смотрю на дом Зингера, построенный для компании «Зингер», думаю, разве могли они предположить, что через четыре года все это у них заберет революция. Наверное, когда строили, думали – на века. Счастья всем вашим читателям и цветущей в душе сирени!