Ребенок должен знать: хороших людей больше!

22 января 2014

Количество пострадавших в терактах куда больше, чем в официальных сводках. Врачевать приходится не только тела, но и души. После трагичных декабрьских событий на психологов обрушился шквал звонков: детям снятся кошмары, пропал аппетит, стоило увидеть событие на телеэкране. Нужно ли рассказывать ребенку о террористах? И если да, что и как?

 

 

На вопросы отвечают психолог Ирина Коваль и Евгения Киликаева. заведующая отделением психологической помощи Волгоградского областного центра социальной помощи семье и детям «Семья».

 

Рассказывать, а не пугать

 

? В свете последних событий родители интересуются, а стоит ли знать подробности о терактах детям? Обсуждать это событие дома, в школе?

 

Ирина Коваль:

Конечно, мы должны предостерегать своих детей от хулиганства на улице, но стоит ли запугивать? Бывает, информация носит запугивающий характер. Знаю нескольких родителей, которые в подробностях пересказывали детям пяти, семи лет ужасы произошедшего и даже перестали водить их в садик. Да, страшно. Но ведь у взрослого страх исчезнет, а у ребенка закрепится. Так, детям дошкольного возраста совершенно не нужно видеть отрывки из репортажей о результатах терактов. Не стоит и без того богатое воображение подпитывать отрицательными образами.

Школьники же могут и должны знать, что сейчас, возможно, опасное время и надо быть осторожнее. Правила безопасного поведения во время обнаружения потенциально опасных предметов или людей разъясняли во всех школах города. И это правильно.

Для того чтобы определиться, надо ли посвящать детей в вопросы терроризма, родителям необходимо помнить – это влечет за собой определенные последствия. Так, нельзя вызывать в ребенке любого возраста агрессию по отношению к террористу. А вот обсуждая с сочувствием, сопереживанием, не скрывая слез, горе людей, вы научите наших детей любить и помогать друг другу.

 

Евгения Киликаева:

– Безусловно, с детьми нужно говорить обо всем: о войне, о смерти, о горе. Потому что дети чувствуют, когда от них что-то прячут и скрывают. Тем более что сейчас у нас информационное поле наполнено сообщениями о произошедшем. Другое дело, КАК и ЧТО говорить. Ведь любая информация может быть подана по-разному. Здесь по сути та же сложность, что и при рассказах о сексуальном воспитании. У родителя встает вопрос, говорить об этом или нет, и как говорить, ведь в зависимости от полученной информации у ребенка сформируется мнение об этом.

 

? Так КАК же говорить с детьми о терактах? ЧТО им стоит рассказать?

 

Ирина Коваль:

 

В семье важно сохранять ровные доброжелательные отношения, как к потерпевшей стороне, так и к стороне агрессивно нас-троенной. Да, терроризм – это плохо, этого не должно быть, это нонсенс – в мирное время убить невинных людей. Но если разжечь агрессию у подростков, то будет еще хуже. Если взрослый не компетентен и не может совладать с эмоциями, рассказывая о терроризме, то не нужно рассказывать.

Главное – это внушить ребенку, что так поступать нельзя и нужно быть осторожным.

 

Евгения Киликаева:

 

– Есть отличный способ подачи негативной информации, который мы используем в повседневной жизни, сами того не замечая. Это подача через алгоритм действий. Мы ведь говорим ребенку о том, что переходить дорогу опасно, а для того чтобы не попасть под машину, нужно переходить по пешеходному переходу и смотреть по сторонам. В случае рассказа о терактах используется та же схема. Вы не говорите ребенку о том, как это страшно и как пострадали люди, а говорите о том, что нужно делать в такой ситуации и как в нее не попасть. Сейчас в Интернете очень много литературы, посвященной этим простым алгоритмам. Найдите, прочитайте сами, осознайте и после этого объясните своему ребенку. В такой форме он воспримет ситуацию куда спокойнее.

 

Нужно воспитывать сочувствие, а не агрессию

 

? В некоторых школах проводят конкурсы рисунков «Терроризм – глазами детей», насколько это необходимо и правильно? Ведь так ребенка вовлекают порой в то, о чем он мог даже и не слышать?

 

Ирина Коваль:

– С помощью рисунков выявляют страхи, это такая форма работы с ними. Этот метод способен извлечь переживания. На рисунок выплескивается страх, и негативная информация в сознании стирается. Это особенно эффективно в тех случаях, если дети – очевидцы. Также рисунок на подобную тему – это что-то вроде ознакомительной информации, которая в детях пробуждает сочувствие, развивает эмпатию. Мы ведь тоже не были очевидцами войны Великой Отечественной, но, тем не менее, также рисовали, учили стихи и так далее.

 

Евгения Киликаева:

- На самом деле сложно ответить на этот вопрос… С одной стороны, конкурс на подобную тематику – такой же, как и любой конкурс, как, например о войне. Все зависит от того, кто этот конкурс будет проводить и с каким посылом. Если это делается для того, чтобы дети выплеснули свои эмоции, – то да, есть направление арт-терапия, но это уже не конкурс рисунков, это специальный комплекс, направленный на разрядку.

Если же он проводится в целях воспитания, то это уже другой разговор. После терактов мы оказывали психологическую помощь в больницах и видели много достойных людей, которые приходили и сдавали кровь, выстаивая целый день в очереди, помогали материально, и до сих пор это делают – их надо отображать на этих рисунках. Если цель такая, то конкурс уместен. Например, сердце дети нарисовали тем людям, которые лежат в больнице, и им передали. Сами дети от этого становятся дружнее и сплоченнее, у них от этого вырабатываются не отрицательные эмоции, боль и страх, а наоборот – сопереживание, сочувствие. Опять же принимать участие в конкурсе они должны по собственному желанию, а не с указки – «садимся и все рисуем».

 

Живите, как будто ничего не произошло

 

? Если ребенок стал свидетелем теракта, обязательно ли обращаться к психологу?

 

Ирина Коваль:

Все зависит от ситуации. Думаю, следует прибегать в таких случаях к помощи специалиста-психолога. Можно без ребенка обратиться самому взрослому. Специалист всегда подскажет, как справиться со стрессом. С ним быстрее преодолеешь страх и другие последствия.

 

Евгения Киликаева:

– Однозначно те, кого напрямую затронул теракт, должны обратиться к специалисту. Не нужно бояться обращаться. Психолог даст рекомендации, оценит состояние ребенка. Лучше если это будет не однократное обращение, а наблюдение в течение какого-то времени. Если ребенка трагедия не затронула прямо, но у него все равно возникли какие-то вопросы, на которые взрослый не может найти ответы, то тоже нужно обратиться к психологу. Жить в неспокойном мире детям так же тяжело, как и взрослым, но для них вопрос стоит острее: они испытывают жизненную потребность в импульсах для развития, источником которых служит окружающий мир. А если мир воспринимать как окружающие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх может помешать взрослению и развитию малыша, а психолог как раз и поможет этого не допустить.

 

? Какой совет вы могли бы дать родителям, которые стремятся сохранить у детей позитивное отношение к миру?

 

Ирина Коваль:

– Ребенок должен знать и помнить – в мире добра больше, хороших, заботливых людей тоже достаточно много. Говорите ему об этом. Оградить абсолютно от негатива скорее всего не получится.

 

Евгения Киликаева:

– Нужно продолжать жить обычной жизнью, не стоит менять что-то из-за терактов, в чем-то себя ограничивать. Вот, допустим, были у семьи свои какие-то традиции – выезд на природу, поход на каток или еще что-то, значит, нужно и дальше это делать. Не нужно в целях безопасности, идя на поводу у страха, запирать себя и детей дома, так вы только поспособствуете развитию боязни у ребенка. Живите, как жили до этого. Ребенок так устроен, что если его ближайшее окружение (мама, папа, бабушки) спокойны и поддерживают внутри семьи этот позитивный настрой, то и ребенок ведет себя так же, он просто заряжается этим от них, берет пример. Важно дать понять ребенку, что террористов мало – несравненно меньше, чем обычных людей. И их действия нацелены не на него.

 

Ирина Емельяненко, "Вечерний Волгоград.ру"