Разгрести мусор помогут ТОСы и лицензирование компаний по вывозу ТБО

27 апреля 2015

В областном центре вновь обостряется ситуация с вывозом мусора. Варианты решения проблемы искали на заседании специальной комиссии в региональной Общественной палате.


Дурно пахнет

Все мы помним, как в прошлом году Волгоград едва не поглотил мусорный коллапс. Из-за банкротства «Автокоммунтранса» частный сектор города превратился в помойку. Тогда благодаря вмешательству областного руководства ситуацию удалось нормализовать. Но с наступлением весны Волгоград вновь оказался завален мусором.

- Поступает огромное количество обращений от жителей, которые озабочены вопросом мусорных свалок, - говорит Олег Капустин, член региональной Общественной палаты. - Один простой пример. Двор между прокуратурой и горадминистрацией - стоят доверху заполненные контейнеры и вокруг еще навален мусор. Прямо под окнами мэрии, центр города!

В природоохранной прокуратуре отмечают: если в 2013 было выявлено 254 свалки, то только за первое полугодие 2014 -195! При этом растет и количество отходов на душу населения - почти на 5 % в год.

"Ситуация в Волгограде безобразная!", - констатируют в региональном управлении Роспотребнадзора .

- Вдоль берега Волги уже полчища крыс обитают на контейнерных площадках! - говорит Галина Хихол, начальник отдела надзора по коммунальной гигиене. По ее словам с начала года в ведомство поступило 307 обращений от жителей по вопросу свалок и вывоза мусора. - Особенно ужасает ситуация в частном секторе. Безобразно обстоит дело в Краснооктябрьском, Дзержинском районах, значительно лучше в Кировском и Советском.

По количеству составленных протоколов об административном правонарушении лидируют: «Красноармейская районная управляющая компания», ООО «УК «Ренессанс», «УК Ворошиловского района», УК «МДМ-Ком Сервис». Некоторые компании совсем ликвидируют контейнерные площадки со дворов. Они полагают, что таким образом решают проблему.

В Роспотребнадзоре также отмечают неспособность органов местного самоуправления справляться с возникшей ситуацией. «Было проведено 192 административных расследования в отношении районных администраций, в ходе которых выявлено их бездействие, - добавляет Галина Хихол. – А ведь именно они должны заниматься организацией и контролем за обращением с отходами. Должны просчитать, сколько контейнеров нужно на каждой улице, с каким перевозчиком заключить договор и так далее».

Каждый пятый отказывается платить

Представители мэрии отчитались, что при райадминистрациях действуют особые комиссии, которые выписывают протоколы об административных правонарушениях в адрес УК и недобросовестных перевозчиков. В неделю из-под пера чиновников выходит до 13 таких документов. За нарушение правил обращения с отходами виновников наказывают штрафом, 10 тысяч для должностных лиц и до 40 тысяч для юридических.

На ликвидацию несанкционированных свалок на территории всех районов город выделил 15 млн рублей, сообщила Татьяна Ларина, зампредседателя комитета благоустройства и охраны окружающей среды. Не исключено, что финансирование будет увеличено. Но это - лишь устранение последствий. Чтобы устранить причину, нужно, прежде всего, ввести лицензирование компаний, занимающихся вывозом ТБО. И уже в ближайшем будущем, отмечают эксперты, на федеральном уровне вступят в силу законодательные поправки, которые обяжут перевозчиков в обязательном порядке для сбора и вывоза мусора получать разрешительный документ.

Другой «фактор», провоцирующий развитие мусорной проблемы, – человеческий.

- Достаточно много людей сегодня отказываются оплачивать услуги перевозчиков, осуществляющих вывоз мусора, - отмечает Татьяна Ларина. - В частном секторе это 20% от проживающих. Все замусоренные балки и овраги – результат нежелания людей платить. Некоторые граждане говорят, что готовы оплачивать, если компания по вывозу отходов будет работать так, как им удобно. Сейчас это сделать очень тяжело, так как нормы накопления ТБО достаточно низкие.

Чтобы решить эту проблему администрация Волгограда подготовила и направила в гордуму проект об увеличении нормативов накопления коммунальных отходов. Это позволит убирать весь объем мусора, что сейчас лежит на контейнерных площадках города. Сомнение вызывает лишь один момент – изменение норм накопления приведет к повышению стоимости вывоза ТБО. Как решат этот вопрос народные избранники, будет ясно уже в ближайшее время.

Жесткий контроль

Еще в прошлом году с целью решения вопроса о несанкционированных свалках в рамках исполнения муниципального контракта был разработан проект схемы генеральной очистки Волгограда. Уже получено положительное заключение от Роспотребнадзора. В ближайшие полторы недели проект поступит на согласование администрации города, потом его внесут на утверждение в думу.

В природоохранной прокуратуре отмечают необходимость более частого применения штрафных санкций.

- К сожалению, у нас практически не работают статьи регионального административного кодекса, касающиеся порядка обращения с бытовыми отходами, - считает Мария Александрова, помощник прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры. - А ведь по ним можно привлекать к ответственности. Органам местного самоуправления следует более жестко контролировать ситуацию и составлять больше протоколов.

Что касается частного сектора, эксперты считают, что надо создавать больше ТОСов, которые будут самостоятельно заключать договора с перевозчиком и смогут постоянно контролировать ситуацию с вывозом отходов.

- Город не может жить от субботника до субботника. Необходимо решать проблему, прививать культуру населению. В конце концов, и санкции надо применять, штрафовать, если потребуется. Можно заключать на ту землю, где лежат отходы, договор аренды и пусть платят деньги городу, которые в дальнейшем пойдут на благоустройство и так далее, - считает Олег Капустин. - Работы непочатый край, это понятно. Но одна власть без привлечения населения к решению проблем санитарного состояния города, решить проблему не сможет. Так или иначе, но мы должны пройти этот путь.