Психолог рассказала волгоградцам, сколько кружков можно посещать детям

Танцы, рисование, музыка, плавание, школа развития, а по вечерам еще и английский в онлайн-формате – современные родители стараются нагрузить детей различными занятиями чуть ли не с пеленок. Это модно, престижно, создает ощущение того, что в ребенка вложено по максимуму для формирования разносторонней успешной личности. Всегда ли оправданы такие усилия и насколько дети нуждаются в стопроцентной занятости, мы узнали у специалиста – педагога-психолога Евгении Мартыновой.
– Евгения Валерьевна, сейчас очень многие родители стремятся как можно раньше нагрузить ребенка дополнительными занятиями – с 1,5–2 лет они посещают кружки и секции разных направлений. Насколько детям в этом возрасте необходимо такое количество занятий?
– Тенденции нынешнего века действительно таковы, что родители стремятся загрузить ребенка с младенчества. Возможно, многими руководит страх, что они упустят момент. И их можно понять. В угрожающей прогрессии растет число детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с аутизмом и пр. Но необходимо ли это детям? На самом деле в возрасте до 3–4 лет им в большей степени нужны мама и папа, ощущение безопасности и та развивающая среда, которую родители могут создать. Ранний возраст – это то время, когда ребенок развивается очень быстро. Он как губка впитывает всю информацию из окружающего мира, повторяет все за своими родителями. Это период активного подражания. Мама рисует – и малыш что‑то пытается нарисовать, папа стучит молотком – и ребенку нужно постучать. Именно действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию, к развитию. И родителям стоит поощрять ребенка, подавать ему пример, обеспечивать необходимые материалы. Именно такой подход для развития будет намного более эффективен.
Стоит ли посещать малышу кружки и секции в этом возрасте? Решать только родителям. Если они чувствуют, что им не хватает знаний, сил, времени, терпения на ребенка, то лучше посещать кружки, где профессиональные педагоги научат, как играть с малышом. Исключительно все занятия раннего развития подразумевают присутствие мамы. Кроме того, это возможность для нее вырваться из повседневного круга бытовых забот и окунуться в другую деятельность – в новое окружение, новые знания. Почувствовать себя нужной, ощущать поддержку и видеть благодаря специалистам чудесные изменения, которые переживает ее малыш. Так что кому нужнее кружки раннего развития – маме или ребенку – спорный вопрос.
– С какого возраста стоит предлагать ребенку дополнительные занятия? Какие направления лучше выбрать?
– Лучшим выбором для совсем маленьких детишек будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Лет с 2 хороша ритмика. Она благотворно сказывается на гармоничном развитии ребенка. Лепка, рисование и любое творческое направление, где во главу угла поставлен не результат ребенка, а сам процесс. Танцы, спорт, бассейн, шахматы, театральные занятия лучше посещать лет с 5–6. В это время ребенок уже регулирует свое поведение и может произвольно выполнять задания педагогов или тренеров. Что касается иностранного языка, то раннее его изучение чревато возникновением дисграфии – нарушением письма. Дошкольный возраст очень восприимчивый для усвоения речи. Но в первую очередь родной речи, и об этом необходимо помнить. Изучение другого языка может вызвать путаницу в голове ребенка.
– Сколько кружков достаточно? Может ли как‑то негативно отразиться на ребенке слишком большая загруженность секциями? В дошкольном возрасте? В младшем школьном?
– Представьте, если бы взрослым после работы нужно было бы успеть попасть на танцы, потом на урок китайского, а завтра на фитнес и рисование. И в таком темпе вся неделя. Сложно, правда? Так и для растущего организма тяжелы такие нагрузки. Если ребенок посещает детский сад, а после этого его еще водят на кружки, то не удивляйтесь частым заболеваниям и капризам. Конечно, важно выбрать 1, максимум 2 направления. И отталкиваться следует от желания и возможностей ребенка. Ведь в дошкольном возрасте сложно быстро переключаться с одного занятия на другое, это чревато стрессами.
– Еще одна тенденция – раннее развитие. Многие родители стремятся научить чтению, счету в 3–4 года. Способен ли ребенок, с точки зрения физиологии и психологии, усвоить эту информацию в таком возрасте? Как долго она задерживается в его голове? Не окажется ли так, что через год ребенок все забудет и усилия были напрасными?
– Если вспомнить возрастную психологию, то первоначально сенсомоторное и эмоциональное развитие. Всем давно известны жестокие эксперименты прошлого века, когда дети в интернатах лежали в кроватках, и если к ним подходили, то безо всяких эмоций для выполнения необходимых функций. На выходе оказалось, что у детей останавливалось интеллектуальное развитие. Много значит первичная эмоция. Ребенок развивается, когда учится распознавать мимику. Развитие крупной моторики, координации движений просто необходимо. Малыш растет, двигаясь, и приобретает опыт, представление об окружающем мире. Вот здесь плита – дотронулся, здесь горячо, а это снег – и он холодный… В раннем возрасте ребенок еще не мыслит образами. И получается, что эти занятия по чтению, например, не обучают осмысленному прочтению и пониманию текста, а натаскивают на простое зазубривание. Но следует понимать, что все индивидуально. Бинокулярное зрение, которое собирает воедино информацию, поступающую в мозг через глаза, созревает к 6–14 годам. А теперь подумайте, так ли важно научить ребенка рано читать? Ведь таким образом мы забираем какую‑то другую часть, в ответ на это организм включит компенсационные механизмы, что отразится на здоровье ребенка. Например, на зрении.
– Насколько важно предлагать ребенку занятия в соответствии с возрастом?
– Здесь, конечно, стоит вспомнить про ближайшую зону развития и предлагать занятия, опираясь на фундаментальные знания психологии и воспитания ребенка. Но хочу снова обратить внимание – все индивидуально и нормы достаточно условны. За умение читать, например, отвечает определенный участок мозга. У кого‑то он созревает к 7 годам, у кого‑то к 4. И получается, что и тот и другой вариант – норма.
– Какой подход, на ваш взгляд, будет наиболее правильным?
– Самым правильным подходом будет тот, где спокойны родители. Когда они не гонятся за модой развивашек и не меряются количеством кружков и достижений ребенка. Там, где у ребенка есть выбор, а не не реализованное в детстве желание мамы или папы. Не стоит учить рыбу лазить по дереву. Будьте внимательнее, смотрите, замечайте, к чему больше предрасположен ваш малыш. Например, в моей практике был случай, где мама с 4 лет делала из девочки балерину, а сама даже не занималась обычной зарядкой. В итоге в подростковом возрасте девочку «сорвало». Позже она рассказывала, что ненавидела все эти па‑де‑де и маму, которая заставляла ее ходить на хореографию. На самом деле она очень любила рисовать, и это получалось у нее очень даже хорошо, но ее желания не воспринимались всерьез до тех пор, пока не произошел «взрыв». В той семье все разрешилось хорошо: мама обратилась к психологу, который помог ей услышать свою дочь и разрешить ей проживать свою жизнь. Пусть сегодня ваш ребенок походит на рисование, завтра на танцы, а через месяц решит, что ему нравится футбол. Пусть он пробует себя, находит свое предназначение в этом мире. Ведь самое главное – не иметь тысячу дипломов, а быть счастливым и заниматься любимым делом.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
О чем говорят СанПиНы?
Прежде чем отдавать ребенка-школьника на внеурочные занятия, следует ознакомиться с требованиями санитарных правил и норм. Специалисты обращают внимание, что кружки и секции – дополнительная нагрузка к обязательной учебной деятельности, поэтому важно соблюдать определенные временные нормы. Они разработаны для здоровых детей.
1. Рекомендуется посещать занятия не более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т. д.). Лучше всего совмещать кружки спортивного и неспортивного профиля. Занятия по каждому из них должны быть не более 2 раз в неделю.
2. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от формы обучения) и посещением учреждения дополнительного образования рекомендуется перерыв для отдыха не менее часа.
3. Занятия в учреждениях дополнительного образования должны начинаться не ранее 8.00, заканчиваться не позднее 20.00.
4. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные и каникулы.
5. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в день, в выходные и каникулярные дни – 3 часов. В идеале после 30–45 минут занятий устраивать перерыв для отдыха детей длительностью не менее 10 минут. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности должны быть индивидуальны.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.