Психолог рассказал, как помочь ребенку с выбором будущей профессии

30 июня 2020

Совсем скоро выпускникам последних классов предстоит окончательно определиться с будущей профессией. Дело это непростое и особенно волнительное для родителей. Стоит ли принимать в штыки решение чада пойти учиться «не на ту» специальность и как на самом деле нужно помогать ребенку в профориентации, рассказывает психолог Дарья Кочеткова.

 

 

Кружки общения

– Дарья Яковлевна, в каком возрасте у ребенка формируется представление о себе в профессии и он готов серьезно задуматься о ее выборе?

– Сформировать представление о себе в профессии возможно только в процессе профессиональной деятельности. Поэтому я рекомендую начинать ее как можно раньше – в возрасте 12–13 лет.

Именно это время является оптимальным для того, чтобы начать подрабатывать. Существуют несложные виды работ, которые доступны подросткам: погулять с собакой соседа, постоять промоутером в магазине, доставлять продукты пенсионерам, собирать букеты в цветочном салоне и т. д.

Такая подработка позволит попробовать себя в разных видах деятельности и понять, какой из них ребенку ближе, в каком направлении он хочет развиваться.

Более того, ранняя трудовая деятельность поможет научиться финансовому планированию. Чем раньше это будет сформировано, тем лучше. Потому что в 30 лет такое умение ниоткуда не возьмется.

– Можно ли по интересам ребенка, выбору кружков, секций понять, какое направление ему ближе? Много говорят о том, что дополнительное образование помогает выбирать приоритеты. Так ли это?

– Я считаю, что выбор кружков далек от выбора профессии. Тем не менее кружки и секции в жизни ребенка должны присутствовать обязательно, ведь именно в них он будет развивать лидерские качества, самостоятельность, ответственность, умение общаться, работать в команде, навыки самопрезентации, креативность, критическое мышление.

Формирование этих качеств начинается в раннем детстве, и дополнительное образование  играет здесь ведущую роль. Одна только школа с такой задачей не справится. К слову сказать,  все это понадобится в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, кружки и секции в профориентации особой роли не играют, но формируют качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности. То есть связь, безусловно, имеется, но опосредованная.

«Хочу» и «надо»

– Когда ребенок постоянно меняет направления – это нормально? Нужно ли настаивать на посещении одного кружка, секции?

– Личность формируется тогда, когда «хочу» и «надо» чередуются. На первом этапе занятий у ребенка формируется познавательный интерес, а потом неминуемо наступает период, когда необходимо тренировать волевой компонент.

Помимо учебы у ребенка обязательно должна быть область, где он успешен, и в этой области тоже нужно тренировать «надо». Для того чтобы определиться с профессией и не жалеть о своем выборе, нужно, чтобы личность была правильно сформирована. В психологии именно воля считается главной мышцей личности.

– Стоит ли навязывать свое мнение? Нередки ситуации, когда родители проецируют на детей свои нереализованные мечты и заставляют идти в спорт, заниматься музыкой и т. д. Чем опасно такое поведение?

– Этот вопрос напрямую связан с родительскими ожиданиями. Ожидания, как правило, формируются еще до рождения ребенка. Если ожидания слишком высокие – ребенок будет обречен на неудачу и на жизнь в постоянной тревоге. В норме ожидания должны быть реалистичными. Родителям следует спросить себя: способен ли ребенок на данном уровне развития дать то, чего они от него хотят? Что касается выбора внеклассной деятельности, здесь задача мамы и папы – показать ребенку все богатство жизненных вариантов. Вот смотри, есть такая интересная деятельность, вот такая и вот такая. Выбирай, чем бы тебе хотелось заниматься. Чаще предлагайте ребенку выбор, но в приемлемых границах. Посещать ли детский сад, школу, секции – решают родители. А вот конкретный вид деятельности ребенок может выбрать самостоятельно.

– Если родителям не нравится выбор ребенка, должны ли они отговаривать его, высказывать свое мнение? Как им правильно вести себя в такой ситуации? Например, если чадо не желает поступать в вуз или выбрало специальность, которая, по мнению родителей, не по статусу, не перспективная и т. д.

– Если родителям не нравится выбор ребенка (мы сейчас говорим о возрасте 16–17 лет, согласно возрастной периодизации это уже не подростковый возраст, а юность) и они активно в него вмешиваются, это является следствием незавершенной сепарации: ребенок воспринимается не как отдельная личность, а как продолжение родителей. Что в этом случае делать? Стоит просто принять тот факт, что ваш ребенок вам не принадлежит. Он отдельный человек со своими целями и задачами в жизни. Лучшее, что могут сделать родители, – это принять реальность, а не сопротивляться ей.

– И противоположная ситуация, когда ребенок явно не может принять решение самостоятельно. Почему так происходит? Может ли причиной стать неверное поведение родителей в момент, когда ребенок находился в более раннем возрасте?

– Безусловно. Если в подростковом возрасте присутствуют такие качества, как нерешительность, застенчивость и неспособность принять решение, – это следствие неправильной педагогической стратегии родителей. Как следствие, личность ребенка доформирована, нет таких важнейших качеств, как коммуникативность, креативность, способность работать в команде и критическое мышление.

Рекомендаций здесь можно дать множество, зафиксирую ваше внимание на одной из самых важных. Правильный принцип воспитания: желаю – действую – получаю.

Для того чтобы личность сформировалась правильно, необходимо следующее: ребенок с самого раннего возраста должен не только озвучивать свои «хочу», но и прикладывать собственные усилия для получения желаемого.

Если этих усилий нет, дети живут на всем готовом, эмоционально-волевая сфера не развивается, человек вырастает инфантильным, неспособным самостоятельно принимать решения.

Для профилактики несамостоятельности обязательно нужно включать в процесс воспитания сложные задачи. Кроме того, в вопросах воспитания важно действовать проактивно, то есть предупреждать проблему, а не ждать ее появления.

Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.