Профессионал научит и в миллионном городе, и в глубинке, считают эксперты

24 августа 2017

Стандарт образования один, а уровень волгоградских школ совершенно разный. Одна гордится стобалльниками и победителями многочисленных олимпиад, в другой годами не могут вырастить ни одного медалиста. Как привести качество обучения в волгоградских школах к единому знаменателю и нужно ли это делать? Отчего вообще зависит успех педагогической работы? С такими вопросами в преддверии нового учебного года мы обратились к волгоградцам.

 

Юрий Лепехин, заслуженный учитель РФ:

 

– Считаю, что приводить все к одному знаменателю необязательно. Наоборот, каждый должен найти свою образовательную траекторию. Но повышать качество работы, конечно, необходимо.

 

В первую очередь это самообразование учителя. Сейчас не обращают внимания, выписывает ли учитель какую-либо литературу по предмету. Скажем, уважающий себя математик, мне кажется, должен иметь журнал «Математика в школе», там все новинки, образцы заданий, все необходимое для работы. Но с другой стороны… Пошел я на почту его выписывать. Он выходит 4 раза в полугодие, около ста страниц. Знаете, сколько стоит? Более 5 тысяч рублей. Согласитесь, это многих останавливает.

 

Где бы ни работал учитель, приоритетное значение имеет его мастерство. Профессионал может научить детей и в миллионном городе, и в глубинке. Я всегда привожу следующий пример. Дети сотрудников гигантов Силиконовой долины – Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard учатся в местной школе, где коэффициент компьютеризации равен нулю. То есть в школе нет никакой техники. Все старомодно – мел, деревянные парты, ручки, карандаши и тетради, полки с книгами. Дети занимаются чистописанием, рисованием, даже вязанием. Акцент делается на развитие мелкой моторики, которая, как там считают, формирует мышление, дает большой эффект для умственного развития.

 

Константин Фирсов, директор физико-технического института ВолГУ:

 

– Когда ребенок рождается, у него огромная тяга к знаниям. В начальной школе главная задача научить устному счету, чтению, письму. Ребенку дают непосильные задачи, в том смысле, что они требуют сформированного логического мышления, которое появляется в период полового созревания. У парня это период 16-17 лет, а от него в школе уже постарались избавиться. Забыли о возрастной психологии и физиологии, и это общая беда.

 

Александр Захаров, студент:

 

– Здорово, когда в школе новые современные технологии, а не только мел и доска. Хотя старшее поколение с ними училось, и ничего, и ученые были, и конструкторы, и врачи. Скорее всего, качество знаний от технической оснащенности школы не зависит. Важно, какой учитель – всегда понятно, работает он спустя рукава или с душой. Один на уроке, и неважно где – в школе, лицее или гимназии, только определение части речи дал, другой доходчиво показал в системе. Один сунул учебник в руки – «Читайте!», другой повел на экскурсию на Мамаев курган. Но даже если учитель гений, тут важно, заинтересован ли я брать эти знания? Честно говоря, в десятом классе меня это мало интересовало! Нужна убедительная мотивация, а не просто «учись хорошо, а то будешь, как дядя Вася, двор подметать!» Нужно, чтобы во всех этих конспектах, презентациях, докладах ученик видел для себя смысл.

 

Александр Греку, служащий:

 

– Вспоминаю весь школьный процесс и понимаю, что любимыми учителями были мужчины. Женщин-учителей я всерьез не воспринимал. Физикой стал заниматься серьезно, когда появился учитель-мужчина, задания делались, требования выполнялись, материал изучался, предмет чудесным образом становился интересным. Быть может, школе не хватает учителей-мужчин, с их приходом в школу планка интеллекта учеников поднялась бы явно. Это не значит, что женщины хуже учат, просто, быть может, кому-то, как и мне, нужен мужской подход к образованию. Все школы сделать по единому образу и подобию все равно не получится, разве что вместо живых людей будут преподавать роботы по строго разработанной единой программе. Но как создать эту безупречную с точки зрения повышения интеллекта программу – вопрос. Да и не нужен этот усредненный вариант, убьет конкуренцию. А она в любом деле стимул к развитию.

 

Наталья Хайрулина