Православный календарь: дни поминовения усопших

Жителям Волгоградской области рассказали, почему поминовение усопших происходит именно в субботу и зачем поминать человека после смерти на 9‑й и 40‑й дни. Также с гражданами поделились информацией о том, как церковь относится к тому, что людям кладут монеты на глаза, завешивают зеркала и ставят на могилу стопочку с хлебом.
По словам Ильи Неклюдова, в календаре православной церкви установлены специальные дни для поминовения усопших. Всего таких дней семь.
Это Радоница (вторник второй недели после Пасхи), 9 мая – когда особо молятся о павших в боях Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг., а также шесть Родительских суббот – Троицкая, Дмитровская, Вселенская (Мясопустная), 2‑я, 3‑я и 4‑я субботы Великого поста.
Исторически главными днями, посвященными поминовению всех почивших христиан, были только два из перечисленных – суббота перед праздником Пятидесятницы – Троицкая и Вселенская Родительская суббота – накануне последней седмицы перед Великим постом. Их установление относится еще к V веку.
В эти дни церковный устав предписывает совершать продолжительное вечернее заупокойное богослужение – панихиду, что с греческого переводится как «всенощная».
Впоследствии к этим дням в разные исторические эпохи добавились и другие поминальные субботы. Так, например, Дмитровская установлена по указанию святого благоверного князя Дмитрия Донского. Она приходится на субботу, ближайшую к празднику великомученика Димитрия Солунского, в честь погибших на Куликовом поле в 1380 году русских воинов.
Почему именно на субботу приходится большинство таких дней поминовения? Дело в том, что в Типиконе, то есть своде указаний для совершения богослужений, седмичный круг (недельный цикл богослужебных последований, в котором каждому дню недели устанавливаются свои особенности церковной службы), именно в субботу предписывается поминовение всех от века усопших христиан.
Каждую неделю по субботам в храмах возносятся особые заупокойные молитвы, звучат соответствующие чтения. Сообразно этому установлению на субботние дни и выпадают главные в году заупокойные службы. Есть здесь и особый символизм: суббота – это седьмой день недели (церковная неделя начинается с воскресенья, а не так, как стало принято лишь в советское время – с понедельника).
Господь сотворил мир за 6 творческих периодов-дней, а в 7-й почил, то есть ничего не творил. Аналогично этому человеческая смерть не конец жизни, а в идеале переход от земного изменчивого бытия к вневременности, к почиванию до Второго Пришествия Господня и последующего Страшного суда. Седьмой день, суббота, прообразует неведомое время Второго Пришествия, когда «мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин. 5:25).
«Что касается третьего вопроса, то смерть неведома и противна природе людей, отсюда и множество суеверий, – говорит священник Иоанн Стукалин. – Человек сам додумывает – тут и монеты идут в ход, и зеркала, и стопки».
Считается, что три дня душа находится с родными, а с 3‑го по 9‑й день после смерти – в раю, который показывают ангелы. А уже с 9‑го по 40‑й ей показывают ад. На 40‑й день происходит Божий суд над душой. Главное – молиться за умершего, и не только в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни. Для усопших время останавливается. Даты нужны живым для молитвы за умерших, для помощи им в загробной участи.
Марина Злобина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.