После выхода на пенсию кукла становится игрушкой
21 марта – Международный день кукольника. В преддверии праздника корреспонденты «Вечерки» заглянули за кулисы Волгоградского областного театра кукол.
Помните сказку про то, как фея оживила Пиноккио? Оказывается, и в наше время есть волшебники, способные творить говорящих кукол.
Ребенка не обманешь
Говорят, чудес не бывает. Это неправда! В этом месте волшебство повсюду: в одежде, движениях, мимике… Кажется, сам воздух пропитан сказкой. Вот перед тобой человек: ррраааз! – и вместо него уже кукла. Грань стирается, и ты перестаешь понимать – кто же здесь настоящий актер? Кукла – словно живая. Будто она исполняет роль, говорит и улыбается без помощи хозяина-кукловода.
– На сцене актер и кукла неотделимы, – говорит Александр Вершинин, заслуженный артист России. – У каждой куклы действительно свой характер в соответствии с сюжетом постановки. Нужно уметь понять и передать его, а еще сделать так, чтобы зритель поверил, что кукла говорит сама.
Сделать это бывает не так-то просто. «Дети хоть и доверчивые, но обмануть их очень трудно». Поэтому постараться должен не только актер, но и родители: у каждой куклы их несколько…
Лицо должно выражать все сразу
Любовь Запускалова более тридцати лет работает в областном театре кукол художницей. Она создает эскизы будущих героев.
– После того как выбрана пьеса, режиссер обсуждает с художником замысел будущих персонажей. Затем начинается его воплощение на бумаге, – рассказывает Запускалова. – Бывает, что образ сам возникает в голове – только успевай рисовать, а бывает, думаешь-думаешь – ничего. Но спустя некоторое время обязательно приходит озарение и все получается!
Во время прорисовки можно присмотреться к уже воплощенным образам этого героя. Но чаще вырисовывается что-то свое.
– Можно создать десяток набросков и только на одиннадцатый добиться нужного результата. Лицо куклы должно быть универсальным, чтобы под него можно было подстроить любой текст. Это не мультик: нельзя нарисовать улыбающийся рот, а потом поменять его на унылый. Должен быть некий общий образ.
Показалась головка!
Готовый эскиз отправляется в мастерскую. Здесь происходит материальное воплощение героя: сначала, как и у человека, на свет появляется головка. Мастер делает ее из пластилина, потом заливает гипсом – получается форма, которую заполняют папье-маше.
– Когда форма высохнет, вынимают то, что получилось, обрабатывают, зашкуривают, чтобы не было зазоров, и отдают механику, – говорит Запускалова. – Он соединяет голову с остальными частями кукольного тела. Кстати, они могут быть изготовлены из различных материалов – дерева или пенопласта, но ведущим все равно остается папье-маше.
Механик, словно творец, вдыхает жизнь: кукла начинает двигаться. А после того как художник подарит новорожденному лицо, тот торопится прикрыть свою наготу: завершает процесс создание костюма.
В актеры не берут, если трясутся руки
Итого над созданием одной куклы трудятся порядка пяти человек, а по времени этот процесс может занять неделю, а то и целый месяц: все зависит от объема и сложности работы. И вот, наконец, яркая и нарядная она знакомится с человеком, который выведет ее на сцену…
– Для работы с куклой нужно иметь гибкие руки, – говорит Александр Вершинин. – При этом они не должны трястись, а то марионетка дернет не той частью тела во время спектакля. В любом случае нужно постоянно упражняться, ведь навык управления куклой можно запросто потерять.
Вся жизнь – игра
Как говорит Александра Николаенко, директор театра, куклам не чужды эмоции: они улыбаются и грустят, работают и устают, а поэтому их, как и людей, нужно любить и беречь.
– Когда кукла чуть истрепалась, мы обязательно обновляем ее, подкрашиваем, улучшаем одежду, – говорит Николаенко. – Если спектакль на какое-то время исключается из репертуара – кукла отправляется отдыхать в специальное помещение. А если спектакль уходит из репертуара навсегда – мы отдаем куклу в детдом или школу-интернат. Так что они радуют мальчишек и девчонок до самого конца своей актерской жизни.