Пора переходить на железобетонные дороги!

18 февраля 2016

Почему волгоградские дороги не выдерживают испытание временем и как добиться высокого качества работ?

Сергей Алексиков, доктор технических наук, профессор, завкафедрой строительства и эксплуатации транспортных сооружений ВолгГАСУ:

– Причины плохих дорог известны давно. Первая – недостаточно тщательное выполнение проектных работ. Сейчас они выполняются без учета несущей способности старых конструкций, которые отработали большое количество лет и находятся в плачевном состоянии. При укладке на старое основание асфальт моментально разрушается. А вторая причина – несоблюдение четкой технологии работы. Не секрет, что качество строительных материалов, технология его укладки и режим работы катков отступают от нормативов. Есть нарушения и по подготовке второго покрытия для укладки, и по температурному режиму – укладка и в холод, и в дождь. Нужен многоступенчатый контроль и со стороны заказчика – комдорстроя, и со стороны подрядчика, и, кроме того, должно быть независимое сопровождение проекта.

Константин Ермощенко, председатель областного профсоюзного комитета работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

– Я считаю, что проблема в том, что подрядчики не очень качественно выполняют свою работу. Торопятся побыстрее закрыть подряд и получить деньги. Было бы правильнее привлекать местные компании, которые напрямую заинтересованы в качестве дорог. Налоги, опять же, шли бы в бюджет Волгограда, а не в бюджет Ростовской, Саратовской областей или северокавказских регионов. Кроме того, местные компании будет проще найти и призвать к ответу. А дорожники из других регионов уехали – и с кого теперь спрашивать? Необходимо более аккуратно заделывать стыки, технологические швы, в которые впоследствии попадает вода, превращается в лед и ломает асфальт изнутри. Особо проблемные участки нужно делать картами, иначе небольшая яма на соседнем участке начнет расширяться и разрушать вновь отремонтированный участок.

Николай Дорощенко, исполнительный директор автотранспортного союза Волгоградской области:

– Недавно отремонтировали Рокоссовского, Третью продольную – они уже в неприглядном состоянии. Даже проспект Жукова, при реконструкции которого использовались новые технологии, выглядит грустно. Но нельзя обвинять дорожников – мы видим, они трудятся день и ночь. Во многом проблема плохих дорог обусловлена дефицитом средств – мы вынуждены делать асфальт из того, что есть. Конечно, я не специалист, но мне кажется, что в Краснодарском крае щебень скальный, а у нас в основном меловой, который и тает вместе со снегом. К тому же повысилась интенсивность движения. К сожалению, автомобилестроение у нас намного опережает технологии строительства дорог. Во всем мире уже давным-давно делают бетонные дороги: на основание кладут около 40 см железобетона, а сверху тонким пятисантиметровым слоем асфальт. И гарантия на такие дороги 25 лет! Пора бы и нам переходить на что-то подобное.

Армен Оганесян, руководитель экспертной группы по дорогам и транспорту регионального ОНФ, председатель «Движения автомобилистов России»:

– Неправильные проекты, использование более дешевых материалов вместо заявленных, полное нарушение технологии укладки и безнаказанность – это основные причины того, что у нас каждый год вместе со снегом сходит и асфальт. Чтобы это исправить, нужно ввести персональную уголовную ответственность руководителей дорожных компаний и чиновников, отвечающих за итог работы.

Алексей Гуполов, директор некоммерческого партнерства «Перевозчики Волгоградской области»:

– Если бы со строителей нового дорожного покрытия требовали исполнения технических обязательств, чтобы они в течение пяти лет после ремонта бесплатно устраняли недостатки, то наверняка качество дорог было бы намного лучше. Асфальт в нашем городе никудышный. Война прошла 70 лет назад, а дороги, кажется, до сих в ямах от снарядов. Я не буду сравнивать с Западом, но даже в Азии, в том же Непале горные дороги в 10 раз лучше волгоградских. У нас проблема в так называемой «экономии». Если асфальт готовить по ГОСТу, то он не будет слезать и трескаться. Но мы экономим, и в итоге мы каждый год ремонтируем дорогу на ГЭС, тратим миллионы рублей.