Помощник машиниста собрал сотни уникальных снимков: фотоисторию родного депо вывез в двух наволочках

20 апреля 2016

На могилу деда Илья Руднев всегда приносит погоны машиниста. Именно он когда-то зажег страсть к паровым машинам в сердце пятилетнего мальчишки. Правда, на дедовские рельсы волгоградцу удалось встать только спустя 30 лет.

Первая железная дорога занимала две комнаты

Прародитель Руднева до самой смерти не признавал тепловозов, считая, что только паровозы умеют дышать и только эти живые локомотивы имеют свои легкие и свой голос – гудок.

– Когда мне было пять лет, дедушка Николай, знатный машинист депо Баладжары Азербайджанской дороги впервые посадил меня на локомотив. С той поры мое мальчишеское сердце было сражено наповал. Кстати, тепловоз Т-3 – до сих пор мой любимый локомотив. Они сейчас уже не выпускаются, их можно увидеть лишь в Азербайджане. Там как музей на колесах – есть множество старого добра.

Ремеслу машиниста мудрый дед решил обучить Илюшу играючи: взял да собрал игрушечную железную дорогу из «Детского мира» аж на две комнаты. Вагоны, стрелки, сигнализацию, станции и туннели смастерил сам. Мальчишке было безумно интересно, с тех пор он твердо решил стать машинистом.

 

Учиться никогда не поздно

Детская мечта не забылась, но жизнь задала свою хронологию: на железную дорогу Илья Руднев устроился только через 30 лет, когда семья переехала в Волгоград.

– Увидел объявление, что требуются помощники машиниста, и побежал, – улыбается Илья.

Для начала пришлось закончить Волгоградский техникум железнодорожного транспорта, затем, уже работая помощником машиниста в депо "Волгоград – пассажирское", университет. Молодые ребята подтрунивали, дескать, с тебя уже песок сыплется, а ты все учишься. Илья парировал: «Ломоносов в 21 год только в первый класс пошел!»

И техникум, и университет Руднев закончил с красным дипломом. Свою работу он обожает, говорит, что одна поездка добавляет ему 10 лет жизни. Жалеет только об одном: дедушка не узнал о том, что внук стал продолжателем его дела.

 

Исторический подход

– Была бы машина времени, не раздумывая, перенесся бы в 70-е, – признается волгоградец. – Хоть и без компьютеров, зато эпоха была добрее и не такая прагматичная. Мне вообще нравится прошлое, быть может, это во мне от мамы, кандидата исторических наук. Друзья шутят, что живу прошлым. А мне в самом деле было интересно, с чего начиналось наше депо, как развивалось, какие «тягачи» были на службе.

Илья задавал вопросы старожилам, просил фотографии. «Тебе что, делать нечего?» – часто звучало в ответ. Тем не менее Руднев насобирал более 300 черно-белых снимков. Столько материала – не пропадать же! Пришла идея объединить все собранное из личных архивов в альбом, дающий возможность проследить модернизацию депо.

За исторической информацией железнодорожник обратился в музей боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо "Волгоград - пассажирское". А там – ремонт. Фотографии бессистемно хранились в разных папках, часть от пыли и грязи пряталась в наволочках. Энтузиаст попросил разрешения взять музейное добро домой, чтобы все разобрать по годам и присовокупить к «частным» снимкам.

 

С лупой по полу

– Все музейные документы и фото я сложил в две наволочки, сажусь с ними в троллейбус. Кондуктор увидела, говорит, вроде для Нового года еще рановато, октябрь. Отвечаю: у меня тут не подарки. Сокровища!

Дома Илья разложил снимки по всей квартире. Даже в туалете прикрепил на стену, чтобы не терять возможность поразмышлять над ними. Лазил по полу с лупой и сортировал по годам, по локомотивам, воссоздавая историю от паровоза до тепловоза и электровоза. Многие карточки не были подписаны, приходилось проводить исследовательскую работу, дописывать, пояснять. Снимки реставрировал и сканировал за свой счет. «Удовольствие» влетело в копеечку.

В итоге в исторический альбом вошло около 600 снимков, есть там и редкости – две фотографии депо 1880 года (депо существует с 1871-го). Гордится историк-любитель и снимками военного времени. Вот горящий вокзал "Сталинград-1". Или запечатленное разрушенное бомбежкой депо, рядом – кузнец, кующий под открытым небом. Не менее интересны кадры периода реконструкции депо в 70–80 годы: электрификация, перевод тяги на переменный ток.

 

Железнодорожный летописец

Свой «труд» Илья записал на диск и раздавал всем желающим, чтобы как можно больше людей узнали историю депо. Те, кто спрашивал: «Тебе что, делать нечего?», теперь задавали другой вопрос: «Илюха, а мы где?»

Возможно, они будут в другом альбоме, рассказывающем, по задумке Ильи, о современной жизни депо. Илья Руднев планирует выпустить его к 2020 году, а потом взяться за летопись следующего десятилетия истории предприятия.

– Как-то снимаю обычный локомотив на видео. Подходит милиционер. «Чего снимаете? Тут граница с Чечней!» Я стал доказывать, что ничего криминального в моих действиях нет. Он свое: "Покажите документ". Протягиваю ему удостоверение РЖД, страж порядка повернулся и ушел. Минут через 10 возвращается. «Слушай, я ведь спать не буду. Скажи, зачем ты это фотографировал, оно же никому не нужно?»

Железнодорожный летописец убедил тогда сомневающегося, что его труд оценят потомки.

Наша справка

Если говорить просто, то локомотивное депо – это гараж для подвижного состава железнодорожников. Депо "Волгоград – пассажирское" находится в самом центре города, у вокзала «Волгоград-1». Его история началась в 1871 году – с открытием движения поездов от Царицына до Филоново, последнего участка Грязе-Царицынской железной дороги. Таким образом, в этом году депо отметит 145-й день рождения.

Напомним, что со строительством железной дороги связывают расцвет Царицына: в считанные годы он превратился из провинциального городка в торговый и промышленный центр российского юга, затем обрел и статус краевой столицы.