Почему взлетела плата за тепло?
Получив январские платежки, волгоградцы забеспокоились: сумма за отопление по сравнению с декабрем выросла на сотни рублей. "Вечерка" разбиралась, насколько обосновано повышение.
Мороз и нерадивые УК
Уже четвертый месяц волгоградцы вносят плату за отопление по новой системе. Напомним, в прошлом году вступил в силу порядок, согласно которому жители Волгограда и Камышина оплачивают потребленное тепло не равномерно в течение всего года, а исключительно в отопительный период – с октября по апрель. Жильцы домов, не оборудованных приборами учета, вносят плату по нормативу, а собственники квартир в многоэтажках, где имеются общедомовые счетчики, – по показаниям таковых.
Платежки за январь многих расстроили. По сравнению с ноябрем и декабрем цифры выросли на 500–700 рублей. В этих условиях общая квартплата за ту же «двушку» в некоторых случаях достигла 7-8 тыс. рублей. Увы, но подобный вариант развития событий был предсказуем. Еще в прошлом году специалисты предупреждали, что наибольшая финансовая нагрузка по оплате отопления придется именно на самые холодные зимние месяцы, когда расход теплового ресурса становится более интенсивным.
– В многоэтажках, где установлены общедомовые счетчики, размер платы зависит от объемов потребленной тепловой энергии. Все так же, как со светом и водой: чем больше мы потребили, тем больше будет оплата. Учитывая, что ноябрь и декабрь были теплыми месяцами, плата была невысокой. В январе же наблюдалось похолодание, температура опускалась до минус 20, что повлекло увеличение объемов потребления и как результат – рост платы, – объясняет Наталья Махонина, начальник отдела надзора за начислением платежей Госжилинспекции. – Но говорить о том, что только это повлекло изменение суммы в платежках, было бы несправедливо.
По словам эксперта, возросшие цифры могут быть обусловлены и тем, что управляющая компания не исполнила свои обязанности по техобслуживанию счетчика, не обеспечила своевременную поверку. Он мог сломаться, как результат – неверные показания.
– И еще одно обстоятельство! Чтобы закрыть финансовую отчетность и выставить платежные документы до нового года, пришлось формировать их раньше срока. При этом отдельные УК могли снять показания с общедомовых приборов учета не с 23 по 25 число, как это установлено законодательством, а ранее. В этом случае жители оплачивали январские объемы и немного декабрьские, – поясняет Наталья Махонина.
Дом должен быть оприборен на 100%
Олег Капустин, председатель Волгоградского регионального центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ, рассказывает, что есть немало многоквартирных домов, где суммы в январских квитанциях оказались равны или ниже, чем в декабре.
– С одной стороны, это стало возможным благодаря установленным приборам учета. Они позволяют видеть расход теплового ресурса. С другой стороны, при имеющихся технических возможностях граждане могут самостоятельно регулировать подачу тепла в квартиру, – отмечает Олег Семенович. – В любом случае нельзя забывать, что, помимо права получать ту или иную услугу, есть еще и обязанность оплачивать ее. Ведь сегодня по стране задолженность в целом по оплате за жилищно-коммунальные услуги приближается к триллиону, а по Волгограду это сотни миллионов рублей.
Однако если говорить об индивидуальных тепловых счетчиках, то важно знать существенную деталь. Показания прибора будут учитываться только в том случае, если весь дом стопроцентно – то есть все жилые и нежилые помещения – оснащен индивидуальными счетчиками!
– Если граждане хотят обеспечить учет отопления в МКД, то решение об установке индивидуальных приборов учета нужно принимать коллективно. Если это будет решение только одного гражданина, и он купит счетчик, вложит деньги в установку, потратит время и сходит в УК, чтобы она его бесплатно опломбировала и ввела в эксплуатацию, это все окажется бессмысленным, – поясняет Наталья Махонина.
Внимательно изучайте платежку
Эксперты считают, что возросшие суммы не должны пугать волгоградцев, ведь впереди потепление, а значит, и экономия. Куда меньше будут суммы за март, апрель, а за май плата не будет начисляться вовсе.
Если у граждан все-таки возникают сомнения в правильности выставленной платы, для начала нужно внимательно изучить квитанцию.
– В каждом платежном документе исполнитель услуг обязан указывать показания общедомового прибора учета по отоплению, а также объемы потребленной тепловой энергии. Если есть общедомовой счетчик, а сумма начислена по нормативу, это уже свидетельствует о нарушении, – говорит Наталья Махонина. – Также можно обратиться в саму управляющую компанию и потребовать разъяснения по оплате за отопление.
Если это не возымеет действие либо граждане увидят нарушения со стороны УК, нужно обращаться в администрацию Волгограда или Камышина с письменными заявлениями. Получить консультацию можно по телефону горячей линии в областном центре (8442) 39-70-15. Задать вопросы по начислению платы за отопление специалисту инспекции Госжилнадзора Волгоградской области можно со вторника по четверг с 9.00 до 11.00 по тел. (8442) 35-27-11.
Добавим, в условиях действующего порядка внесения платы за тепло для жителей 1–4-этажных домов, построенных до 1999 года и не оснащенных общедомовыми приборами учета, предусмотрена адресная материальная помощь (Постановление областной администрации № 691-п от 20 ноября 2015 года). Для ее получения при отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг волгоградцы могут обратиться с заявлением в МФЦ по месту жительства.