Почему в Волгограде не работает ливневка

Почему многие городские улицы тонут во время дождей? Специально прошла по проспекту Ленина, на дорогах установлены продолговатые решетки, насколько я понимаю, вода должна стекать в них. Почему же такие реки текли по улицам?
Валентина Петровна.
Валентина Петровна, на протяжении десятилетий ливневая канализация в Волгограде оставалась бесхозной. В городе не было организации, которая занималась бы ее ремонтом и содержанием. В конце концов муниципальные власти решили сделать вид, будто ливневок в городе-миллионнике вообще нет, и коллекторы стали хладнокровно закатывать в асфальт во время дорожного ремонта.
– До 2015 года практически вся система ливневой канализации считалась бесхозной, – поясняет Александр Хабаров, заместитель руководителя муниципального дорожного предприятия. – В дренажную канализацию не вкладывали деньги, но даже если бы администрация взяла систему на свое финансирование, никакого толку бы из этого не вышло. Перед тем как вкладывать в нее деньги, нужно буквально доставать ливневки из‑под земли.
За годы запустения была утеряна всякая документация с обозначением ливневой и дренажной канализаций. Последние три года дорожники изучали расположение сетей, обследовали их, паспортизировали и ставили на муниципальный учет.
– Восстановление ливневой канализации требует комплексного подхода, – отмечает Хабаров. – Для начала мы проводили обследование и инвентаризацию сети ливневой канализации для определения ее технического состояния, после отметили, где располагаются коллекторы и только потом взялись за ремонтные работы.
Поиск ливневок оказался особенно трудоемким. С помощью металлоискателя дорожники обследовали участки улиц, где больше всего скапливалось воды во время ливней. Отмечали их на карте и мелом на асфальте, а подрядная организация вырубала локальные участки и поднимала их на должную отметку. Кроме того, многие забытые ливневки за годы бездействия износились, приходилось заменять трубы, выполнять прочистку и приводить в надлежащее состояние колодцы, которые не ремонтировались десятки лет
– Некоторые ливневые коллекторы замурованы под 40‑60‑сантиметровым слоем асфальта, – продолжает Александр Борисович. – Всего после дождей мы выявили 40 проблемных участков, где будут восстановлены системы водоотведения.
Больше всего водных заторов зафиксировано на перекрестках, куда вода сливается сразу с четырех точек. Так, восстановительные работы уже завершены на улице Рабоче-Крестьянской на пересечении с улицей Огарева. К этому дню на участке удалось обнаружить пять «замурованных» водоотводов.
– Очистка колодцев и трубопроводов проводится и ручным, и механизированным способом – при помощи каналопромывочных машин и насосов, – отмечает эксперт. – Там, где это необходимо, заменят трубы для качественного оттока воды.
Дренажная система – очень сложный механизм. Большая часть коммуникаций скрыта под землей. Бывает, решетки для стока воды установлены, а трубы внизу забиты или прохудились, вода начнет накапливаться, размывать асфальт и вытекать на дорожное полотно.
– Из-за форс-мажор-ной ситуации, которая произошла 15 июля, когда на город за пару часов выпала двухмесячная норма осадков, на нашем участке сломался коллектор и произошел разлом асфальта, – рассказывает Александр Урядников, начальник участка содержания УДС по Тракторозаводскому и Краснооктябрьскому районам. – На перекрестке улиц Еременко и Тарифной – большая точка водосбора. Сейчас разрываем яму и ищем, что сломалось.
Работы по восстановлению коллекторов сейчас проходят в Центральном и Ворошиловском районах. Обнаружились проблемные участки и в Дзержинском, и в Тракторозаводском районах.
Сколько времени уйдет на то, чтобы перезапустить дренажную систему города, не может ответить ни один эксперт. Однако с 2015 года Волгоград начал участвовать в программе «Безопасные и качественные дороги», согласно которой новые дороги принимают только с наличием рабочей ливневой канализации.
Маргарита Бабанова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.