Почему в УК «футболят» жильцов?

Фото: Кирилл Брага
? Я живу на ул. Маршала Рыбалко, 12. С нашим домом довольно часто возникают какие-то проблемы. Но еще большая проблема – решить их. Последний актуальный вопрос: дерево, упавшее за домом. По какому поводу ни звонишь на участок, все начинают ссылаться друг на друга – очень непонятная структура. Так и в ситуации с деревом: все друг на друга валят. Почему нет единого телефона, куда можно было бы направлять все свои жалобы, и главное – там же и решать их?
Раиса Сергеевна.
Уважаемая Раиса Сергеевна! В том, что с 12-м домом регулярно случаются проблемы, мы тоже знаем. Вот и на этой неделе – сразу два обращения с вашего адреса. Трудности с коммуникациями между жильцами и конторой существуют точно. Попробуем разобраться, что к чему.
Позвонив по номеру, предоставленному читательницей, мы попали в некий ДЭК. Как выяснилось, это Дзержинская эксплуатирующая организация, которая находится в договорных отношениях с УК «ЖЭУ на Ангарской».
– Наш участок не в состоянии реагировать на все обращения, – объясняет директор Ольга Мацько. – В нашем ведении находятся лишь дворники, уборщица и слесарь. Соответственно, мы принимаем жалобы, на которые можем послать лишь имеющихся работников. Остальные обращения перенаправляем либо в УК, либо в головной офис нашей эксплуатационной компании. Мы, например, не в состоянии отремонтировать балкон, починить кровлю или же спилить дерево! У нас нет ни кровельщиков, ни пильщиков, они работают непосредственно в УК.
Головной офис ДЭК находится в Жилгородке, на ул. 51-й Гвардейской, 24, телефон 91-13-16. Офис УК – в Ворошиловском районе, на Канунникова, 23, телефон 48-99-12.
– Ехать туда не нужно, звонить тоже – по звонкам ничего не делается. Требуется направлять письменную заявку. Скорость реагирования – от одного дня до месяца с момента поступления обращения, – говорит Ольга Мацько. – Чтобы понять, куда именно направлять заявку, нужно сперва позвонить нам: либо займемся сами, либо сориентируем, к кому перенаправить – на Канунникова или 51-ю Гвардейскую.
Система действительно непростая. Во-первых, непонятно, почему для того, чтобы с дорожки убрали злополучное дерево, нужно вообще куда-то звонить и чего-то добиваться? То есть если предположить, что никто из жильцов не станет обращаться в жилконтору, то оно пролежит там до тех пор, пока не превратится в каменный уголь? Тогда, наверное, жильцы должны сигнализировать в жилконтору и о том, что мусорные баки уже заполнены? Иначе мусоровоз не приедет. Или о том, что снег выпал!
Во-вторых, возникает вопрос, насколько законно подобное разделение полномочий внутри одной конторы. Что это – норма или исключение из правил?
– В Волгограде есть УК, которые сами напрямую обслуживают дома и имеют в штате весь необходимый персонал. А есть более крупные компании, которые выступают в роли генерального подрядчика, нанимающего эксплуатирующие организации, – рассказывает Александр Ошеров, председатель совета «Ассоциации многоквартирных домов Волгограда». – В таком случае УК выступает управленческой структурой, которая заключает договора с исполнителями – организациями, предлагающими услуги слесарей, аварийной службы и прочего. Набор этих организаций может быть разным. Причем каждая эксплуатирующая организация в свою очередь тоже может делиться на подразделения, участки.
Решение об организации процесса принимается или самой УК, или оговаривается в договоре с собственниками. В одной УК работает единая диспетчерская служба, в другой – заявки принимаются на каждом участке отдельно.
– По большому счету, людей не должно волновать, какие организации наняты их управляющей компанией. Ведь собственник заключал договор лишь с УК, а не со всеми прочими. Со стороны УК должны быть обеспечены комфортные условия работы, – продолжает Александр Ошеров. – Но с другой стороны: если собственника перенаправляют с участка на УК или головной офис эксплуатирующей организации, и наоборот, – в этом нет ничего противозаконного. В конечном итоге важно лишь соблюдение нормативов: на конкретное количество домов должно быть определенное количество дворников и тех же пильщиков. Причем последних – в разы меньше, чем первых. Поэтому дворников закрепляют за конкретными участками, где они появляются изо дня в день, а пильщиков – за УК.
Бегать по подрядчикам – это не дело жильца, говорит эксперт. В то же время «бегать» и не нужно. Проще и надежнее – направить письменную заявку по указанному адресу.
Таким образом, Раиса Сергеевна, схема работы вашей УК законна. Если только она действительно работает! Если же ничего не делается или сроки постоянно затягиваются, вы всегда можете пожаловаться в органы жилнадзора.
Ну и, конечно, стоит напомнить о том, что выбор УК – это право жильцов. И если жилконтора не идет навстречу, то всегда есть возможность выбрать другую с понятной и прозрачной структурой, а также единым номером диспетчерской службы, крупным шрифтом прописанным в платежке.
Юлия Казанджан