Почему среди великих педагогов нет женщин?
– Если вы заметили, то среди женщин нет не только великих педагогов, но также выдающихся художниц, равных Рембрандту и Рафаэлю, или виртуозных музыкантов, – говорит Сергей Калашников, кандидат филологических наук, доцент ВолГУ. – Это не потому, что прекрасный пол не способен к величию. (Например, первым программистом была женщина Ада Лавлейс, написавшая первую в истории человечества программу для машины). Так распорядилась история. У них просто не было возможности заняться педагогикой, поскольку эмансипация настигла женщин только в ХХ веке. Вот тогда-то в СССР были сформированы первые педагогические курсы для девушек, и мужчины в образовании стали "редеть". До этого же времени наука о воспитании детей была исключительно уделом мужчин. Одна из причин тому – раздельная система обучения мальчиков и девочек, которых учили разному и по-разному. Русская женщина изначально была рабой семьи, очага и мужа, тут не было места образованности. При Петре женский пол немного «воспрял духом», получил возможность выходить в свет, для воспитания девиц в дом приглашались заморские гувернантки. Первое светское образование появится при Екатерине Великой, открывшей Смольный институт. Девочки могли учиться только в нем, в то время как мальчики учились массово. Женское образование сводилось к воспитанию, глубоких научных знаний никто не требовал. Цель была одна – подготовить к замужеству. Пока девицы занимались "мелкими делами", мужчины углублялись в "вечные вопросы".
Кроме того, неравенство полов изначально заложено в природе. Биологическая функция сильного пола – преодоление трудностей, задача женщины – оберегать, учить конкретным практическим навыкам. Поэтому, например, для начальных классов мужчина противопоказан. А вот подростковое взросление – сфера мужчин, тут глобальный масштаб модели жизненного поведения. Психотип педагога в современных условиях – это готовность работать с детьми от младшего школьного до старшего школьного возраста. Сейчас это больше подходит женщинам. Важна и престижно-материальная сторона вопроса. Зарплата педагога и современные условия работы в школе (диктат, масса бумажной работы, работа в замкнутой системе) также приводят к женщинам.