Почему синагогу назвали в честь волгоградца Колотилина?
В Царицыне и Сталинграде действовали две синагоги. Наиболее известная находится на улице Порт-Саида. Однако первой появилась синагога в Зацарицынском форштадте – ныне Ворошиловский район, ул. Балахнинская, 2.
Анастасия Рожкова
– Численность жителей Царицына во второй половине XIX века возросла в пять раз. В город съезжались люди со всей России, – рассказывает волгоградский краевед Роман Шкода. – Показателями разнородности населения были культовые сооружения Царицына того периода. В городе стояли и строились православные храмы, имелись католический костел, протестантская кирха, старообрядческий храм, две мечети и две синагоги.
– Дело в том, что в Зацарицынском форштадте (историческая часть нынешнего Ворошиловского района) селились "национальные меньшинства" и религиозные группы: татары, евреи, а из христиан – староверы, – объясняет реставратор здания, архитектор Сергей Сена. – Балахнинская улица оказалась в районе, где компактно проживали евреи. Здесь и была построена школа-синагога, здание которой, за исключением шестиконечных звезд над окнами второго этажа, мало чем отличалось от обычных царицынских краснокирпичных зданий с богатым "узорочьем". По стилю здание можно отнести к региональной эклектике последней четверти XIX века.
До начала реставрационных работ в постройке уже пару лет размещалась волгоградская еврейская религиозная община. Но до того много лет в здании квартировали различные муниципальные организации, главным образом связанные с жилищно-коммунальным хозяйством.
– Восстановленное в конце Великой Отечественной войны здание какое-то время даже было жилым – в нем были коммунальные квартиры, – дополняет Сергей Сена. – Неудивительно, что интерьеры довоенного, и тем более дореволюционного периода, не сохранились. Да и трудно предположить, что они были изысканными. Функция религиозной школы не предполагала никакой избыточности. Это были классы, и лишь в одном из небольших помещений был молельный зал. Фактически от исторического здания сохранились "коробка" наружных стен и поперечные капитальные стены лестничной клетки.
В декабре 200З года здание с нулевой балансовой стоимостью было передано в бессрочное, безвозмездное пользование еврейской общине. Общине было вменено в обязанность поддерживать строение в надлежащем техническом состоянии и обеспечивать охрану памятника архитектуры.
– Я руководил исследованиями и проектированием вместе с архитектором-реставратором Натальей Бачуриной, – говорит Сергей Сена. – Для проектирования интерьеров зала синагоги с уникальными витражами на сюжеты из Торы привлекался израильский архитектор Арон Остеррайхер. Консультации, связанные с религиозными аспектами здания, мы получали от главного раввина Волгограда Залмана Йоффе, а отдельные советы нам давал даже Александр Борода – нынешний председатель Федерации еврейских общин России. Торжественное открытие обновленной синагоги состоялось 20 ноября 2007 года.
– Наша синагога называется «Бэйт Давид» в память о таком замечательном человеке, как Давид Ильич Колотилин, коренном волгоградце, – говорит председатель Совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе. – Вообще, с семьей Колотилиных связана история сохранения традиционного образа жизни евреев-волгоградцев в социалистический период, когда поддерживать религиозный образ жизни было не то что не модно, а даже опасно. В доме Колотилиных собирался миньян (10 и более совершеннолетних мужчин старше 13 лет для общественных молитв), семья сохранила два свитка Торы, которые нам впоследствии передал Давид Ильич.
К Колотилиным обращались, когда нужно было похоронить по-еврейски, когда нужно было совершить обрезание ребенка и так далее. Они – хранители традиций иудаизма в Волгоградской области. Отец Давида Ильича – Илья Григорьевич Колотилин – был в свое время габаем – помощником раввина, администратором синагоги на ул. Порт-Саида. Давид Ильич был фронтовиком, не единожды ранен во время Великой Отечественной войны.
– Мы приехали в Волгоград в 1999 году, и наше общение с Давидом Ильичом было недолгим, – продолжает Яэль Иоффе. – Фронтовые раны давали о себе знать, возраст – в 2001 году он ушел из этого мира. После его смерти мы приняли решение, что синагога в Волгограде будет названа в честь этого человека. Мы еще не успели к тому моменту получить здание, но знали, что так будет.
ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ
– На здании висит табличка с надписью "синагога", но полное название здания – синагога «Бейт Давид», – объясняет Яэль Иоффе. – В переводе с иврита «бейт» значит «дом», «Давид» – это имя собственное. «Бейт Давид» означает «Дом Давида». Имя дано в честь хранителя еврейских традиций в Волгограде Давида Ильича Колотилина.
– Над арками окон второго этажа были сохранены (выложены кирпичом) шестиконечные звезды. "Магендовид были на здании изначально, их сохранили при реставрации, – рассказывает председатель Совета Волгоградского еврейского общинного центра. – Но если бы их не было, это не делало бы синагогу не синагогой. Это просто элемент архитектурного дизайна. В иудаизме запрещены изображения, скульптуры. Ни в молельном зале, ни во внешних элементах ритуальных строений иудаизма вы не найдете какую-то визуализацию молитвенной атрибутики. Магендовид – это не ритуальный атрибут, не то, что значит крест для христиан. Сакральное значение магендовиду не придается".
– Говорят, что в таких старинных зданиях, как здание синагоги, огромные подвальные помещения, но в этом здании, когда производилась реставрация и ремонт, вообще не было обнаружено подвального помещения, – говорит Яэль Иоффе. – В здании крепкий фундамент, но не глубокий. Сейчас существует подвал только под новой частью здания.
На втором этаже синагоги есть мемориальная табличка, которая гласит: «На этой стене сохранились следы ожесточенных боев, которые вели в сентябре 1942 года воины 1-го и 2-го стрелковых батальонов под командованием старшего политрука Алексея Коваленко и старшего лейтенанта Аркадия Груздева 270-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии войск НКВД». По словам Яэль Иоффе, сюда в памятные военные даты приходят люди возложить цветы, дабы почтить память солдат, защищавших Сталинград.
На одной из стен на первом этаже здания висят три фрагмента внутреннего декора старинной синагоги, в гипсе соединены осколки мрамора, которые в 2007 году были обнаружены реставраторами. На одном из фрагментов изображение второй скрижали Завета, где начертаны заповеди иудаизма на иврите с 6-го по 10-й. В бункере Чуянова в Комсомольском саду были обнаружены недостающие части артефакта: фрагмент первой скрижали с первыми пятью заповедями и еще два фрагмента. Сейчас они также находятся в бункере, где крайне нестабильные подземные воды, что может пагубно сказаться на состоянии исторической ценности. Евреи хотели бы, чтобы артефакт передали синагоге, где возможно обеспечить его сохранность, реставрацию и свободный доступ для осмотра.
Пристройка к зданию была сооружена в 2005–2007 годах во время масштабной реставрации и приспособления здания под общинный центр.
– Стена, обращенная к Волге, пострадала больше других. Ее архитектурный декор был практически полностью уничтожен, но по остаткам сбитых кирпичей его удалось полностью реконструировать графически, а в ходе работ возродить из небытия, – поясняет Сергей Сена. – Во многих местах из фасада извлекались пули и осколки снарядов.
– Участок дворовой стены решили оставить нетронутым в память об ожесточенных боях в дни Сталинградской битвы, – добавляет Сергей Сена.