Почему школьникам в Волгограде задают много "домашки" на удаленке

22 апреля 2020

С тех пор как волгоградские школьники перешли на дистанционное обучение, у самих учеников и их родителей появилось большое количество вопросов. В областном комитете образования ответили на самые распространенные из них.

Индивидуальный подход

Некоторым в заявлении о дистанционном обучении не нравится пункт об ответственности родителей за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с расписанием. А Зачем вообще нужны эти заявления? И что будет, если его не писать или написать в своем варианте?

– Для удобства родителей школы сами составляют бланки заявлений. Вместе с тем жесткого формата нет и заявление можно написать в свободной форме. Суть его в том, что в период дистанционного обучения (так как ребенок находится дома) ответственность за его жизнь и здоровье несут родители.

Между тем В том, что родители несут ответственность за детей, нет ничего нового, ровно как и в том, что норма контроля получения общего образования тоже всегда была закреплена за родителями как за законными представителями интересов своего ребенка.

При этом ответственность за качество образования и освоения учеником обязательных программ, конечно, несет школа.

Почему система «Сетевой город» оказалась не готова к нагрузкам и в первый же день рухнула?

– Эту систему мы строили как вспомогательную и за такие короткие сроки выстроить ее идеально невозможно. Но специалисты комитета информационных технологий увеличили и продолжают наращивать мощности платформы. Пока возможны подвисания, но просим с пониманием отнестись к этим временным трудностям. Кроме того, «Сетевой город. Образование» – привычный, однако не единственный ресурс для размещения домашних заданий и взаимодействия учителей и учеников.

Сейчас для связи с учителями нужно задействовать множество различных способов – голосовые сообщения, видео, фото, на электронную почту, в вайбер, в ватсап, скайп, зум. Можно запутаться. Нельзя ли както унифицировать процесс?

– Выбор инструментов для взаимодействия действительно широк. И педагоги (а у каждого учителя – своя методика) самостоятельно выбирают платформы и ресурсы для проведения уроков, коллективного и индивидуального взаимодействия. Его решения зависят от предмета, темы, возраста детей, технических возможностей. Главная задача – чтобы это взаимодействие было максимально эффективным и, конечно, удобным. В таком результате заинтересован каждый педагог. Поэтому все предложения, которые возникают у вас, надо обсуждать со своим учителем или классным руководителям, учитывая, что дистанционное обучение в условиях самоизоляции – это новый формат совместной работы для всех участников образовательного процесса: и школьников, и педагогов, и родителей.

Что делать, если классный руководитель или другие учителя относятся к старшему поколению и не умеют пользоваться цифровыми технологиями?

– Все современные люди, а тем более – работающие, умеют пользоваться компьютером, Интернетом, электронной почтой и другими средствами коммуникации. Накануне всеобщего перехода на дистанционное обучение для педагогов и руководителей образовательных организаций проведены обучающие вебинары. Методическую поддержку оказывал и оказывает Центр дистанционных технологий, созданный при Волгоградской государственной академии последипломного образования. Работает телефон горячей линии, по которому каждый учитель или директор может получить подробную консультацию: алгоритм регистрации на образовательных порталах, надежность ресурсов, наличие дополнительных инструментов для творчества, возможности наполнения онлайн-ресурсов новыми видео- и аудио­материалами, форматы взаимодействия с родителями и детьми.

Ребенок должен справляться сам

Некоторым родителям присылают задания из детских садов. Нужно ли их делать?

– Это не задания. Это – методическая поддержка родителям, которую оказывают воспитатели и педагоги: как организовать игровую деятельность, досуг ребенка, чем его можно увлечь в течение дня и чему новому научить.

Многие жалуются, что детям задают слишком много домашних заданий или это задания не по возрасту.

– Переложить шесть уроков в домашний формат, да еще плюс домашние задания – это действительно очень большие нагрузки для детей. Поэтому мы заранее скорректировали учебный план, чтобы школьники изучили все, что должны.

А Сложная тема, которую ребенок не сможет сам понять на дистанционном обучении, может быть перенесена на следующий год, чтобы не перегружать родителей.

Кроме того, сейчас за­вучи школ предупреждены и отслеживают ситуацию с выполнением домашних заданий, чтобы корректировать их по обстановке. Также учителя-предметники в средних и старших классах сначала направляют домашние задания клас­сному руководителю. Это делается для того, чтобы не допустить перегрузки учеников. И, конечно, недопустимо давать школьникам задания не по возрасту.

Как следить за выполнением заданий работающим родителям, особенно если учителя просят отправлять задания до 17‑18 вечера, в то время когда родители еще не вернулись?

– Каждый учитель старается сформировать задания так, чтобы ребенок мог выполнять их самостоятельно – без помощи родителей. От родителей требуется создание условий для обучения: организация рабочего места ребенка и контроль соблюдения режима, в том числе времени его пребывания у компьютера. Если же родители видят, что ребенок самостоятельно не справляется, надо обратиться к классному руководителю для того, чтобы он помог. А именно – вместе с учителем-предметником скорректировал индивидуальный маршрут для ребенка.

Несколько школ уже отказались от домашних заданий, задают только «работу в классе». Можно ли распространить подобный опыт по всем образовательным учреждениям?

– Такая работа уже ведется. Учителя стараются продумывать уроки так, чтобы ученик осваивал материал именно во время занятия и на нем же мог показать результат с помощью учебного тренажера или онлайн-теста. Но есть предметы, по которым закрепление пройденного материала возможно только при самостоятельном выполнении домашнего задания. Например, русский язык – написать сочинение, математика – решить ряд задач. Кроме того, есть предметы – музыка, ИЗО, технология, в которых самым удобным вариантом является долгосрочный проект. То есть ребенку дают задание на несколько дней.

Вероника Скворцова © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.