Почему с детьми нельзя сюсюкать – отвечает логопед

28 сентября 2017

Фото: Марина Карнакова-Гаврикова

Логопеды сегодня не сидят без дела. К ним обращаются и взрослые, и дети. Причем последних приводят не только для устранения дефектов речи, но и для общей подготовки к школе. Почему услуги специалистов оказались настолько востребованы, рассказывает многопрофильный логопед Марина Карнакова-Гаврикова.

 

Пациенты логопеда – это…

 

? Марина Юрьевна, в советские годы школьные логопеды исправляли лишь речевые нарушения, которые мешают учебе. Теперь они занимаются с детьми, имеющими проблемы в обучении в целом. С чем это связано, почему сместился акцент?

 

– Школьные логопеды всегда работали с детьми, которым нарушения в устной или письменной речи мешали усваивать школьную программу. Ученые поняли, что неуспех школьников связан не просто с неусидчивостью и нежеланием учиться, а с нарушением процессов высших психических функций. В результате оказалось, что эта проблема имеет прямое отношение к сфере деятельности логопеда. Логопедия – это пограничная наука, на стыке медицины, педагогики и психологии. Оказалось, что именно логопеды могут помочь детям освоить первоначальные школьные навыки и адаптироваться в коллективе. Ведь главная задача логопеда – научить человека общаться. Не механически исправить письмо, чтение и звукопроизношение, а восстановить нормальную речь, либо создать ее заново, для того чтобы она вновь стала инструментом коммуникации.

 

? Но логопедия работает не только с детьми, но и со взрослыми. С чем они обращаются к вам?

 

– С заиканием, нарушениями звукопроизношения. Когда, например, начальник сказал: «Пока не исправишь такой-то дефект, не получишь повышения». Часто людям мешает в жизни и работе неумение выступать перед большой аудиторией. В некоторых случаях проблемы взрослых – это проблемы, не решенные в детстве.

 

Особое место занимает помощь взрослым с травмой головного мозга и тем, кто проходит постинсультную реабилитацию.

 

Кстати, залог скорейшей реабилитации после инсульта – активная интеллектуальная деятельность больного. Чем больше различных видов деятельности было освоено человеком (от практических навыков до теоретических научных изысканий), чем больше нейронных связей наработано им за всю жизнь, тем меньше риск инсульта в принципе, а при ударе – шансы на значительное восстановление больше.

 

? Давайте все же разберем проблему школьного обучения. Почему возник такой ажиотаж на детских логопедов, в чем причина проблем с учебой?

 

– Логопедические проблемы школьников часто связаны с неправильной устной речью, которую они слышат вокруг, и – немаловажно! – в каких объемах они ее слышат. Начиная с сюсюкающих родителей и заканчивая языком рекламы, сериалов и компьютерных игр, где эксперименты с искажением порядка букв и слогов («пьятница», «любофф» «МОРСианка») мешают детям усваивать основы родного языка.

 

Сюсюканье, как минимум, ведет к тому, что ребенок начинает повторять за родителями искаженные звуки, которые закрепляются в речи ребенка. Это ведет к искажению окончаний в словах, проглатыванию букв и просто искаженным формам слов, которые потом придется исправлять посредством логопедических занятий.

 

И, пожалуй, неожиданная для некоторых причина последующих речевых проблем – это раннее обучение чтению и письму.

 

Рано читать вредно!

 

? Но ведь на этом строится работа всех детских развивающих центров! Да и общая тенденция, настрой внимательных родителей, как минимум, к 5 годам научить ребенка читать.

 

– Это не внимание родителей к ребенку, а зачастую реализация их личных амбиций! Это движение против физиологии, против человеческой природы. Готовность к обучению чтению и письму формируется у среднестатистического ребенка к 6-7 годам.

 

Дело в том, что процессы чтения и письма обусловлены сложной слаженной работой головного мозга. Этому должно предшествовать созревание определенных психических функций, появление навыка рассказывать и правильно, чисто говорить.

 

Некоторые говорят: «Да у меня ребенок постоянно болтает! Он столько всего рассказывает!» Это другое. А вот попросите его выстроить свой рассказ так, чтобы в нем прослеживалась логика, последовательность событий, хронологический порядок. Бывает, ребенок по трем картинкам составить рассказ не может – в лучшем случае просто называет увиденное. Или же начинает говорить, а у него «каша» во рту. В таком случае приступать к чтению однозначно рано. У ребенка, уже имеющего речевые проблемы, появятся новые. И раннее обучение обернется нарушениями чтения, письма и даже заиканием.

 

? А как же быть с детьми, которые с интересом начинают читать даже в 4 года! Например, чтобы не ударить в грязь лицом перед старшими братьями-сестрами. Это неправильно?

 

– Если ребенок сам просит научить его и с легкостью осваивает процесс, прекрасно. Но если плачет и старается увильнуть – оставьте.

 

Главное, в возрасте 4-5 лет научить правильно говорить, слушать и слышать, уметь различать звуки. Ведь последующие нарушения (нарушение письма – дисграфия, нарушение чтения – дислексия) связаны именно с неспособностью ребенка соотнести звук с буквой. Когда учитель начальных классов четко диктует «крас-на-я», а ребенок пишет «крас-ны-я»; «белка», а он пишет «пелка» – это проявления дисграфии. Если ребенок либо никак не может освоить чтение, либо, наоборот, набрал хорошую механическую скорость, но не способен понять прочитанное и уж тем более пересказать, – это проявления дислексии.

 

Постоянно пишешь с ошибками – к логопеду!

 

? Любой первоклассник, как минимум, по невнимательности может допускать все эти ошибки. Разве не так?

 

– Логопедическую проблему отличает ее регулярность. Если один и тот же вид ошибки повторяется во всех работах на протяжении длительного времени – с этим нарушением к логопеду. Возможно, у ребенка нарушен фонематический слух, отвечающий за различение звуков речи или звуко-буквенный анализ. И по мере усложнения школьного материала, появления правил орфографии, синтаксиса, пунктуации, знакомства с предложно-падежной системой, проблем станет больше.

 

Надо знать, что до школы выявить нарушения чтения и письма невозможно. Собственно, потому, что ребенок еще не умеет полноценно писать, отображать услышанное на бумаге.

 

? То есть пропуски букв на письме могут встречаться при абсолютно правильной речи? Какие еще подводные камни должны насторожить родителей: а может быть, нам нужен логопед?

 

– Неправильные окончания и неправильное использование предлогов к 6-7 годам. Подобные вещи не должны вызывать умиления. Это так же несерьезно, как говорить: «Мой в три года еще не говорит. Ну ничего – к пяти выговорится». Если ребенок растет в моноязычной семье, то есть где не разговаривают на разных языках, то в 6-7 лет у него должна быть грамматически правильная речь.

 

С какими проблемами можно жить спокойно?

 

? В каком случае все-таки логопед не нужен? Какие нарушения не влекут за собой последствия?

 

– Возможны несколько вариантов. Если ребенок намеренно искажает свою речь или форсирует голос, подражая кому-то из взрослых. Если у человека быстрая или, наоборот, замедленная речь, являющаяся отражением темперамента. Если человек картавит, но это совершенно не мешает ему учиться и общаться в коллективе.

 

Во всех этих случаях нужно разобраться, найти причину нарушений. Но серьезная логопедическая помощь вряд ли понадобится, если у ребенка нет тяжелых нарушений речевого аппарата или, например, нарушений нескольких звуков.

 

Кто-то всю жизнь шепелявит или даже заикается, но и не думает это исправлять. Тут, конечно, личный выбор каждого. Но я, например, считаю, что любое нарушение лучше исправить, и это станет очередным шагом на пути личностного роста, откроет новые перспективы.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Что должен уметь ребенок?

 

1. К двум годам обычный среднестатистический ребенок начинает изъясняться уже предложениями. И для этого не нужны специальные школы развития, это естественный процесс.

 

2. К трем годам речь становится более развернутой, с использованием разнообразных частей речи и предлогов. Но все еще могут встречаться замены отдельных звуков.

 

3. В четыре года практически все звуки произносятся в соответствии с нормой. Совершенствуется навык пересказа, рассказа.

 

4. В пять лет речь должна быть чистой, без замены звуков. Ребенок уже умеет подобрать слова на заданную категорию, обобщать материал. В этом возрасте можно начать изучать буквы.

 

5. К шести годам можно учить сливать слоги, начинать рисовать буквы, продолжать обводить рисунки. Если в шесть лет чтение не пойдет, значит, есть сопутствующие проблемы, уже можно обращаться к логопеду. В этом возрасте ребенок должен использовать правильные окончания и сложные предлоги: из-за, из-под.

 

6. К семи годам логически выстроенная речь, понимание речевого процесса: с чего начал, чем закончил. В этом же возрасте ребенок должен уметь обводить рисунок, раскрашивать, не выходя за пределы, делать штриховку, рисовать геометрические фигуры. В рисунках в целом должен быть понятен сюжет.

 

7. К концу первого класса – чтение словами, слитное произношение.

 

Конечно, рамки эти в какой-то степени условны. Есть дети, которые, будучи ограничены узким кругом общения (проводя с мамой преимущественно все время), в два года еще не говорят предложениями. Но если такой ребенок с интересом осваивает слова, а потом, скажем, в два с половиной разражается-таки потоком речи, такой случай не будет отклонением от нормы, лишь индивидуальной особенностью.

 

Юлия Казанджан