Почему при наличии счетчика приходится платить по нормативу

К нам в редакцию обратилась жительница Волгограда, которая не понимает, почему при установленном счетчике ей приходит оплата по нормативу с повышенным коэфициентом. Давайте разбираться.
– Я живу в квартире одна, всегда платила за электроэнергию по нормативу и меня это устраивало. Было менее 500 рублей. Но потом стали приходить квитанции по 800 рублей. Но я не могу потратить столько энергии – у меня нет ни компьютера, ни даже стиральной машины. Они прислали бумагу, что берут повышенную цену, потому что у меня нет счетчика. Но он у меня есть. Я просто не подаю сведения. На каком основании мне повысили цену? Я бы, может, и промолчала, но у меня есть знакомые, которые живут в квартирах большей площади. Там несколько человек прописано, но плата у них меньше моей. Как такое может быть? – рассказывает Анна Григорьевна.
В описанной ситуации нет ничего, что противоречило бы закону или здравому смыслу.
В региональном комитете ЖКХ напоминают, что плату за электроэнергию рассчитывают одним из трех способов. Первый – самый простой и понятный – это расчет на основании показаний счетчика.
Второй вариант – по-среднему.
– Если жители не передали показания прибора учета, который у них есть и исправно работает, то объем высчитывают, выводя среднее арифметическое из показаний за последние шесть месяцев. Это оговаривается пунктом 59 Правил № 354, – поясняют специалисты. – При этом по среднемесячному потреблению плата за коммунальные услуги начисляется, только если потребитель не передавал показания не более трех месяцев подряд.
В противном случае плата начисляется по нормативу, и это третий способ.
Здесь нужно учесть важный момент, определяющий стоимость ресурса. Одно дело, если счетчик невозможно поставить в доме, потому что он очень ветхий, трубы сгнившие, по каким‑то другим техническим причинам (это должно быть подтверждено актом (приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627). Тогда формула расчета проста: норматив на каждого человека умножают на тариф (обе величины определяет комитет тарифного регулирования в каждом регионе).
Если же счетчик установить можно, но потребитель по каким‑то причинам не делает этого, то ему начисляют плату с коэффициентом 1,5. То есть накидывают 50 % от стоимости. Тот факт, что прибор у вас есть, а вы не пользуетесь им, не меняет дело.
Таким образом, понятно, почему 500 рублей выросли до 800. Очевидно также, что исправить ситуацию просто – нужно пригласить сотрудника управляющей компании, чтобы он посмотрел ваш счетчик, удостоверился, что он в рабочем состоянии и передал сведения поставщику ресурса. Вполне вероятно, что прибор придется заново поверять и опломбировывать. Но в любом случае затраты окупятся и вы перестанете переплачивать за электричество.
Что касается замечаний о более адекватных суммах за свет в квартирах знакомых, то, во‑первых, не забывайте, что при наличии счетчика количество проживающих значения не имеет, равно как и площадь квартиры. А во‑вторых, бывают дома, которые не подключены к газовым сетям, – для них действует отдельный, более низкий тариф на электроэнергию, поскольку они вынуждены пользоваться энергоемкими электрическими плитами. Поэтому сравнение не всегда корректно.
Юлия Казанджан@ Фото ИД «Волгоградская правда»