Почему опасно изгонять бесов

15 октября 2020

На вопросы читателей отвечают священник Александр Пржегорлинский и аспирант московской духовной академии Максим Злобин.

 

Как почитать своего святого?

 

Что представляет собой духовная связь человека и святого, имя которого он носит? Каковы должны быть эти отношения?

Ольга, Волгоград.

– Святой, в честь которого мы названы и крещены (для православных христиан это, как правило, одно и то же имя), имеет для нас особое значение! – отвечает Максим Злобин. – Он из всех святых первый молитвенник за нас перед Богом, поэтому и мы должны его особо почитать, постоянно молиться ему.

Как нам его почитать? В день/дни его памяти нам нужно стараться исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, хорошо бы почитать ему в этот день акафист или канон в честь него, постараться сделать в этот день побольше добрых дел (кому-то подать милостыню или кому-то помочь словом и утешением). Кроме того, желательно стараться молиться своему святому каждый день хотя бы краткой молитвой. И, конечно, нам нужно знать биографию (житие) своего святого покровителя и стараться во все дни нашей жизни посильно подражать ему. Ясно, что это трудное, но самое необходимое!

В Писании о почитании святых сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Об этом же говорит и Святитель Иоанн Златоуст: «Почитание святого состоит в подражании ему».

Поэтому желаю Вам, дорогая сестра, в своей мере подражать своей святой покровительнице Равноапостольной Ольге и стать максимально похожей на нее в своей жизни, ибо к святости мы призваны Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: «Будьте святы, потому что Я свят». (1 Петра, 1, 16). (1613)

Подскажите, почему праздник называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня? Елена нашла Крест, но его же не Воздвигали, насколько я понимаю?! И еще вопрос: Усекновение главы Иоанна Предтечи – как можно это считать Праздником?

Елена, Волжский.

– Крест воздвигал местный епископ. Когда при решающем участии святой Равноапостольной царицы Елены в IV веке в Палестине нашли Крест Христов, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, то собралось много народу и для того, чтобы все Его могли видеть, то епископ стал Его воздвигать (поднимать), чтобы все могли поклониться. Отсюда и название.

Что касается второго вопроса, то для православного человека переход в вечность и встреча с любимым Господом – это всегда великий праздник и главный день! Именно поэтому дни памяти всех святых – это в первую очередь дни их перехода в вечность (уже потом дни прославления, обретения мощей, перенесения мощей и тем более дни рождения). Но так как переход к Богу Иоанна Предтечи был таким драматическим и мученическим (ему усекли голову из-за безумного приказа царя Ирода, данного им в пьяном виде), то Церковь установила в этот день строгий пост, чтобы почтить страдания самого великого святого во Вселенной.

 

Отчитка – только с Божиего благословения

Что такое экзорцизм и как к нему относиться? Полезен ли он?

Владимир, Волжский.

– Экзорцизм – это чин изгнания бесов из человека, в Русской православной церкви он называется отчитка.

Он существует и у католиков, но там он имеет, как и многое у них, формальный характер. У них даже есть специальная должность экзорциста. В православии подход к этому явлению не административный, а духовный.

Экзорцизмом, то есть изгнанием бесов (демонов) из человека, могут заниматься только священники православной церкви (представителей иных конфессий и религий демон просто не послушает!), имеющие на это особое Божие благословение! Подчеркиваю – особое Божие благословение, ибо даже обычного благословения правящего архиерея недостаточно, что показывает иногда печальный опыт.

При благословении на отчитку кого-то из священников своей епархии архиерей должен понимать, есть ли Божие благословение у этого человека на это труднейшее и опаснейшее дело! Если благословение есть, то Господь тогда приставляет к такому священнику ангела силы, который, собственно говоря, и помогает священнику изгонять бесов из людей и защищает потом его же от страшной мести лукавых духов, которые, по выражению одного из старцев, будут даже за одну отчитку досаждать этому священнику всю жизнь.

Поэтому архиерей или сам должен знать волю Божию по этому вопросу или смириться и посоветоваться об этом с духоносными старцами.

В пример можно привести ситуацию с недавно почившим в Троице-Сергиевой Лавре архимандритом Германом (Чеснаковым). В 1980-х годах собор старцев Лавры, видя в нем особое дарование Божие и зная волю Божию о нем, благословил его совершать отчитки, на которые почти 40 лет приезжали люди со всего Союза, а потом и со всей России. Через отца Германа Господь помог тысячам, а может быть, и десяткам тысяч людей избавиться от нечистой силы. Среди них был и один из моих хороших друзей. И при этом отец Герман смог с Божией помощью противостоять всем вражиим искушениям в течение всей жизни, ибо имел помощь Божию и сам жил очень аскетично, был настоящим подвижником.

Теперь рассмотрим другую сторону: кому и когда нужно ехать на отчитки?

Нужно сказать, что отчитка – это вспомогательная, дополнительная составляющая духовной жизни. Она останется бездейственной для человека, если он не ведет правильную духовную жизнь, которая основывается на трех обязательных столпах (составляющих):

1. На молитве.

2. На исполнении Божиих Заповедей (на аскезе).

3. На Таинствах церкви (в первую очередь на Исповеди и Причастии).

Иными словами, если человек ежедневно молится и держит свое молитвенное правило, на которое он имеет благословение духовника, если человек ежедневно старается жить аскетично и исполнять Божии Заповеди, особенно воздерживаясь от тяжких (смертных грехов), если человек в соответствии с каноном Церкви исповедуется и причащается не реже одного раза в 3 недели, то отчитка поможет ему избавиться от страстей и изгнать бесов, если они по какой-то причине еще остались в человеке. Если человек этого не делает, то и на отчитку ему ездить не нужно. Мы все знаем, что в Евангелии сказано, что если после изгнания беса, человек будет жить по-прежнему греховно, то тогда вместо одного беса в него войдут семь, и последнее будет хуже первого.

Поэтому, дорогой Владимир, отчитка показана как дополнительное средство духовного лечения, а не как основное. И назначаться она должна лишь духовно опытными священниками, которые могут отличить духовную болезнь от душевной (психической). Первая лечится священниками, в том числе с помощью отчитки, а вторая психиатрами с помощью таблеток.

 

Не грех и отказаться

Если человеку предлагают стать крестным, а он внутренне не готов к такой обязанности, будет ли отказ в этом случае считаться грехом?

Ирина, Волгоград.

– Здесь все очень индивидуально, – отвечает на вопрос отец Александр Пржегорлинский. – Если человек по какой-то причине не хочет становиться крестным или понимает, что это ему не по силам, лучше отказаться. Потому что в противном случае он навлечет на себя еще больший грех. В то же время бывают случаи, когда отказ является грехом. Если человек церковный, и он понимает, что родители не смогут найти того, кто сможет научить младенца любить Христа, прочитает ему Евангелие, приучит к церковной жизни, то, конечно, не нужно отказываться. Да, это ответственность по духовному воспитанию, и очень значительная, но если нет больше никого церковного в окружении семьи, то лучше согласиться. Получается, что и отказ может стать грехом, и согласие, если принять участие в крещении, а потом безответственно относиться к обязанностям крестного родителя.

Марина Злобина, Ирина Марченко © Кадр из фильма «Остров»