Почему не сработал закон о выплате страховки дольщикам?
В прошлом номере мы рассказывали, что в Госдуме идет работа над законом, призванным обезопасить участников долевого строительства жилья. Подробнее об этом мы поговорили с членом общественной палаты Волгоградской области Андреем Куприковым.
? Андрей Александрович, закон об обязательном страховании ответственности при долевом строительстве заработал в 2014 году. Тогда говорили, что это гарантия возврата средств обманутым дольщикам. Что пошло не так?
– Этот вопрос можно переадресовать страховщикам. Как они умудрились получить по страховым взносам 18 млрд рублей и не сделать при этом ни одной выплаты пострадавшим дольщикам!
? То есть страховщиков и вообще процесс долевого строительства никто не контролирует?
– Это сложный вопрос. С одной стороны, государство осуществляет контроль в данной сфере, для этого и существует Госстройнадзор. Но права этой организации очень ограничены: она может проверять соответствие возводимого объекта проекту, но движение средств – нет. С другой стороны, государство и не может брать под абсолютный контроль данную сферу. Ведь в долевом строительстве участвуют два субъекта рынка: гражданин и застройщик. Они подписывают договор, по которому один обязуется внести деньги на строительство, а второй – построить ему жилье. И здесь, как и в любой другой коммерческой сделке, государство может реагировать лишь постфактум, когда уже появились жалобы, написаны заявления в прокуратуру. По этой совокупности причин, думаю, прежний закон и показал свою нежизнеспособность.
? То есть на нем можно ставить крест?
– Думаю, да. Тем более, что теперь планируется формирование компенсационного фонда, куда все застройщики будут перечислять 1% от цены каждого договора долевого участия. Если же фирма банкротится, дольщику полностью возвращают оплаченную за жилье сумму из «общего котла».
? Почему дольщики могут быть уверены, что при новой схеме деньги им вернут?
– Как минимум потому, что эта схема менее бюрократизирована. Из нее теперь исключено одно звено – страховые компании. И ситуация замыкается непосредственно на участниках рынка – это и проще, и надежнее.
? Это не повлечет повышение цен на квартиры?
– Нет. Дело в том, что те деньги, которые они раньше платили страховым компаниям, застройщики будут теперь направлять в компенсационный фонд. Так что прибыль застройщики не потеряют.
? Новый закон сосредоточен на тех, кто только будет участвовать в долевом строительстве, между тем в стране тысячи людей, которые уже обмануты. Известно ли вам о каких-то планах компенсировать затраты этим людям на уровне федерации?
– Я уверен, что людей не бросят. Скорее всего, будут привлекать инвесторов на дострой проблемных объектов. Как это делается в нашем регионе: областные власти помогают привлечь новых застройщиков, предоставляя на льготных условиях земельные участки.
? Как вы считаете, насколько успешен это опыт, и может ли он быть тиражирован в России?
– Этот метод, конечно, не решает всех проблем, но это реальный способ помочь людям. Ситуация такова, что у государственной, областной власти практически нет рычагов и ресурсов для решения проблемы дольщиков. Все отдано на откуп бизнесу. И потому единственное, чем может оперировать власть, это административный ресурс – то есть предоставление различных благ, зависящих напрямую от нее. Этот метод уже помог привлечь инвесторов для проблемных домов в Волгоградской области и достроить их. Метод работает уже три года. А значит, можно советовать и другим использовать подобное решение.
Юлия Казанджан