Почему на поминках не едят вилкой?

27 апреля 2016

На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.

? Я понимаю, что буддизм или ислам – совершенно разные религии, далекие от христианства. Но если брать православных и католиков, ведь по сути у нас одна вера. Мы с ними братья и сестры во Христе. Но с нашей православной точки зрения католики – грешники. Однако ведь и среди них есть действительно верующие люди, например те же монахи и монахини. Неужели из-за того, что их представления о Господе расходятся с нашими, когда католики умрут, их души погибнут, даже души монахов и священнослужителей?

 

– Господь может спасти кого угодно, и католика, и буддиста, и мусульманина, и даже язычника... Очевидно только одно, Он их спасет не потому, что они католики, мусульмане и язычники, а по другой, лишь ему одному известной причине. Например, по слову апостола, за то, что они жили по совести... Поэтому надо вести речь о другом... Не о том, спасутся ли католики, а спасительно ли католичество? Так вот оно не спасительно. Как философско-богословская система католицизм ущербен. Между верой православных и верой католиков есть различие, и большое. Православные сохранили христианскую веру в чистоте и неповрежденности, как открыл ее Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и Святые Отцы и Учителя Церкви; а католики исказили Христову веру рядом еретических учений и приняли обычаи, не согласные с преданием Святой Церкви. Если и будут спасены католики, то не благодаря тем заблуждениям, которые есть в католицизме, а вопреки им и благодаря тому истинному, что осталось у них еще со времен до их отпадения.

? Хотела бы справить поминки по своим родителям. Из каких постных блюд можно приготовить поминальный обед? Обязательно ли в период поста делать исключительно постные поминальные обеды? Нина Ивановна

– Если вы человек верующий, соблюдающий пост, то и блюда соответственно должны быть постными. Если на поминках будут присутствовать люди, далекие от церкви, то можно пойти ради них на некоторые уступки, например подать рыбу. Поминальный стол должен быть достаточно скромным, без излишеств. Начинается поминальная трапеза с кутьи, это сладкий рис с изюмом, вкушается трижды со словами: «Царствие Небесное новопреставленному рабу Божию такому-то». Традиционно подают первое блюдо: например постный борщ или грибной суп. Второе блюдо – здесь может быть большое разнообразие, главное, повторюсь, без особых изысков, это же не свадьба. Например пюре или гречка. Можно поставить соленья, грибы, постные блины, пирожки. Из напитков компот, вода, сок, кисель. Спиртное на поминках недопустимо, независимо от того, пост или мясоед.

? Интересно, почему во время поминания принято есть ложками, а не вилками? Откуда вообще это пришло, церковная традиция или просто суеверие?

– Никаких канонических запретов на использование вилок на поминках не существует. Это сложившаяся столетиями традиция, имеющая несколько версий. Одна из них: так как трапеза начинается с кутьи и ее едят ложкой, как и другие блюда, которые раньше обязательно присутствовали на столе – каша, блины и кисель, поэтому вилка просто была не нужна. Другая – та, что до Петра I на Руси ели только ложками, а потом вилка долгое время считалась в народе бесовским орудием по аналогии с трезубцем сатаны, ну и третья – совсем мирская: чтобы при дележе наследства не возникло ссоры с поножовщиной. Какая из них верна, неизвестно, да и не столь важно. Сила традиций у нас на Руси велика, и существует их великое множество. Хуже, когда традиции перерождаются в суеверия.

? Часто бабки и прочие народные знахари говорят, что на человеке лежит порча. А как церковь относится к этому понятию, вообще, существует ли порча с православной точки зрения?

– Деятельность «бабок» и «народных знахарей», ставящих посетителям диагноз «сглаз» или «порча», богопротивна. За последние годы расплодилось огромное количество подобного рода людей, которые или сознательно обманывают болящих, хватающихся за них, как за последнюю соломинку, или вполне искренне уверены в своих исключительных способностях. В любом случае они служат не Богу. Для церкви порча, сглаз и т. п. не более чем языческое суеверие и мерзость. Обращаться за помощью в лечении к подобного рода «специалистам» недопустимо. В любом случае человеку верующему и регулярно участвующему в церковных таинствах никакая «порча» грозить не может.