Почему дети не уживаются в приемных семьях

8 июня 2020

В прошлом году приемные семьи вернули в приюты около 40 детей. Почему родители не справляются, какое значение имеют гены «трудного ребенка» и как лучше подготовиться к пополнению в семье, рассказывает Ольга Чуприкова, заведующая отделением социального сопровождения и содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Волжского центра помощи детям.

 

Не нужно никого «спасать»

 

Мотивация бывает конструктивная или деструктивная. Одни руководствуются желанием помочь ребенку, ориентируются исключительно на его самоценность, взвешенно подходят к этому вопросу, готовятся, смотрят передачи, читают книги, оценивают не только свои желания, но и возможности. Другие люди, более мнительные и чувствительные к чужой боли, поддаваясь влиянию социальной рекламы, поверхностным эмоциям, думают, что «спасут» бедную сироту, подарят настоящую семью, «осчастливят», и ребенок будет им за это благодарен. Такая мотивация носит скорее эгоистический характер, удовлетворяет личные потребности человека. Совершить благородный поступок по отношению к ребенку, получить признание общества, быть нужным и важным для кого‑то, – это скорее про нереализованность и неудовлетворенность личности, а не про помощь и заботу.

 

Ребенок, который неоднократно бывал в разных семьях, учреждениях, который никогда не имел устойчивых теплых отношений с постоянным в его жизни и значимым для него взрослым, живет с чувством, что любой взрослый все равно скоро уйдет. Нет смысла создавать прочные отношения, доверять кому‑то. И пока взрослый находится рядом, нужно им пользоваться. А значит, можно быть приятным, если тебе что‑то нужно, можно ласково улыбаться и получать как можно больше подарков. Обычные люди бывают в шоке от такого поведения. Часто они говорят: этот ребенок относится к нам как к спонсорам, он совершенно неблагодарный, ему на нас наплевать. На самом деле ребенок просто не знает, что такое благодарность, он не знаком с этим чувством. Некоторые дети даже не умеют говорить «спасибо», потому что их никогда этому не учили. Зачастую люди совершенно не понимают, кто такие дети-сироты, имеют искаженные представления о детских государственных учреждениях, в которых дети живут.

 

Для них ребенок, оставшийся без родителей, – это всего лишь грустный, обделенный вниманием и заботой малыш. И мало кто понимает, что большинство детей, находящихся в учреждениях, имеют травматический опыт жестокого обращения в семье, насилия, потери своих близких и, соответственно, проблемы с развитием, поведением, социализацией.

 

Для того чтобы помочь такому израненному ребенку, нужно иметь достаточно ресурсов: знаний, умений, времени, сил, в конце концов. Одного желания недостаточно.

 

Опыт – не главное

У нас существуют школы приемного родительства. Сам факт, что в ШПР надо записаться, пройти психологическое обследование, найти время на посещение тренингов и лекций, – это уже серьезный фильтр. Тот, кто действительно имеет конструктивную мотивацию, всегда найдет возможность и только сильнее укрепится в своем желании. А кто‑то в ходе подготовки поймет, что он погорячился, все это не для него, – и это тоже хороший результат. Поскольку сиюминутный порыв проходит и остается реальное, серьезное желание.

 

Успешность приемной семьи зависит от многих критериев: способности к изменению образа и уклада жизни семьи в соответствии с потребностями ребенка, ресурсов, открытости семьи, готовности сотрудничать со специалистами, от психологических особенностей, собственного детского опыта.

 

Несомненно, опыт и знания – положительный ресурс семьи, но бывает, что он только вредит. Это касается в основном возрастных родителей с твердым убеждением и консервативными взглядами на воспитание. Методы, которые они успешно применяли к своим кровным детям, могут не работать на приемных, ожидания могут не оправдаться. Воспитывать кровного и приемного ребенка – не одно и то же. Важно не только помочь ребенку измениться в лучшую сторону, но и быть гибким, меняться самому. Не каждый родитель со стажем готов к этому, и это грозит тем, что ребенка вернут в учреждение. Гораздо мобильнее в этом плане могут быть молодые родители, хотя им, безусловно, сложнее в некоторых вопросах, чем опытным родителям.

 

Не бояться осуждения

 

Семейная система – это отдельное государство со своими правилами, бытом, укладом, традициями. Ее можно сравнить с тихой и прозрачной речной гладью. Если кинуть камушек в речку, по воде пойдут круги, так и в семейной системе, когда появляется новый человек в семье – не важно, кровный или нет, тишь да гладь нарушается. Когда в семье появляется очередной кровный ребенок – это естественный процесс, к которому постепенно, как минимум несколько месяцев, готовятся все члены семьи. Чаще всего детям говорят, что скоро у них появится братик или сестренка, советуются, как назвать, какие игрушки купить. Сообщают об этом бабушкам, дедушкам и другим родственникам, готовят комнату, покупают одежду, мебель и прочие необходимые вещи. Но тем не менее даже обычная семья с рождением ребенка некоторое время находится в стрессовой ситуации, все переживают адаптацию, свыкаются с новыми обстоятельствами. И сложнее всего приходится старшим детям, поскольку меняется их роль. Поэтому, если родители принимают решение воспитать приемного ребенка, обязательно нужно этот вопрос обсудить со всеми членами семьи, особенно со своими детьми. Ведь ребенок приходит не на один день в гости и будет взаимодействовать не только с мамой и папой, но и общаться со всеми родственниками и делить общее пространство и внимание родителей с кровными детьми.

 

Зачастую дети быстрее, чем взрослые члены семьи, сходятся с приемными и помогают им адаптироваться, объясняют правила и обычаи. Чтобы семейная система не нарушалась, психологи советуют принимать в семью ребенка по возрасту младше кровного, не нарушая семейную иерархию.

 

Ведь в обычной семье не рождаются дети старше предыдущих. Но часто кровные дети отмечают, что всегда мечтали о старшем брате или сестре и ничуть не страдают от этого. Главное, чтобы каждый чувствовал себя нужным и важным и имел свое особое место в семье, не был обделен родительским вниманием.

 

Родители непростой категории

 

Граждане, получившие заключения о возможности быть опекуном или усыновителем, могут быть приглашены на праздники с участием воспитанников. Например, в День семьи, любви и верности в нашем учреждении каждый год традиционно проходит праздничная программа совместно с клубом замещающих родителей из числа выпускников нашей школы. Но это не конкретное знакомство с ребенком, а коллективное общение. Чтобы познакомиться лично с ребенком, необходимо взять направление в органах опеки и попечительства на посещение конкретного ребенка по месту их нахождения. Всю информацию о детях-сиротах можно получить у региональных операторов банка данных.

 

Большинство граждан хотят здоровую девочку в возрасте до трех лет, без близких родственников. Только вот категория детей, проживающих в государственных учреждениях, сегодня существенно изменилась. Дети, которые остались в системе, – это преимущественно подростки, дети с особенностями в развитии и группы братьев и сестер. Работа с ними требует специальных педагогических и психологических компетенций и от родителей, и от специалистов. Роль родителя маленького ребенка отличается от роли родителя подростка. И сейчас перед нашей школой стоит задача выпустить качественно подготовленных приемных родителей для принятия в семью детей непростых категорий, которым нужна правильная помощь, чтобы снизить количество возвратов.

 

Чаще всего детей возвращают в связи с отсутствием взаимопонимания между взрослым и ребенком. К сожалению, в этой категории в основном кровные родственники детей (бабушки, дедушки, тети, дяди), имеющие либо негативный опыт воспитания своих собственных детей, либо недостаточный уровень подготовки, либо граждане, не прошедшие подготовку в ШПР. Аргумент у родственников простой: зачем нам учиться, это же наша кровиночка, мы его с рождения знаем. Но одно дело общаться с ребенком во время каникул и на выходных, и совсем другое – принять ребенка в свою семью надолго, найти ему определенное место в жизни, выделить время, помочь справиться с потерей и травмой. Как правило, большинство оказываются неготовыми к тому, что им нужно полностью перестраивать привычный быт и график. Сейчас рассматривается вопрос об обязательном прохождении подготовки кровных родственников, мы считаем, что это должен быть отдельный модуль от общей программы. Представьте: в жизни произошли трагические события, семья потеряла близкого человека и надо срочно решить судьбу ребенка, чтобы он не попал в приют. Как люди могут в это время учиться? Им сложно, плохо и им нужно как‑то справляться со своим горем и принимать на себя полностью ответственность за ребенка. Безусловно, семье помогать нужно, чтобы отчаявшаяся бабушка не вернула своего нерадивого подростка-внука в учреждение. Но подготовка для возрастных кандидатов должна проходить в индивидуальном формате.

 

Другая категория возвратов связана со сложностями в переходном возрасте. Когда принимают в свою семью дошкольников и младших школьников, редко возникают серьезные проблемы с воспитанием. Но картина резко меняется, когда послушный и прилежный ребенок превращается в бунтаря-подростка, сопротивляется родительским установкам и требованиям и привычные действенные методы перестают работать. Родители не справляются с появившимися проблемами и возвращают ребенка обратно, объясняя поведение детей проявлением генетики. А факт, что дети просто растут, меняются, взрослеют и родители должны вместе с ними меняться, становиться мудрее и проницательнее, неубедителен для них.

 

Сегодня в регионе произошли качественные изменения в деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принимаются меры по улучшению системы подбора, подготовки и сопровождения семей, родителей, которые готовы взять на себя ответственность за воспитание особенных детей. Замещающим семьям помогают органы опеки и попечительства и специалисты иных служб: оказывают профессиональную помощь в адаптации новых членов семьи друг к другу, проводят диагностику и коррекцию сложных родительско-семейных отношений, осуществляют консультирование (юриста, психолога, социального педагога, специалистов узкого профиля), помогают решать проблемы и кризисные ситуации.

 

Гены или воспитание?

 

 Мы часто задаем родителям вопрос: «Почему говорят «трудный ребенок»? Как вы понимаете этот термин?» И после длительной дискуссии приходим к тому, что это не ребенок трудный, а нам, взрослым, трудно с ним справиться. Большинство родителей не владеют определенными знаниями, приемами, которые помогают конструктивно решить проблему в детско-родительских отношениях. Редко кто признает свою родительскую некомпетентность и несостоятельность. И самое простое объяснение плохого поведения они находят в генетике. Конечно, детьми наследуется тип нервной системы, особенности ферментной системы, некоторые задатки и способности, но это не конечный результат, а лишь те предпосылки, на основе которых будет воспитываться и формироваться характер ребенка. Эксперт по семейному устройству детей-сирот Людмила Петрановская считает: «Да, есть особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности, но при этом не генами определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека».

 

Ребенок всегда хочет в семью, в любом возрасте, и это естественно. Не должно быть детей без семьи, не должно быть жестокого обращения с детьми, дети не должны расти с беспомощными, инфантильными взрослыми. Другой вопрос, что после негативного опыта пребывания в кровной или приемной семье у ребенка на некоторое время проходит сильное желание, но это не означает, что оно пропадает совсем. Когда с ребенком плохо обращались в семье, использовали в корыстных целях, пренебрегали его потребностями и интересами, а в худшем случае жестоко обращались с ним, применяли физические наказания, у ребенка появляется страх, что это повторится с ним и в другой семье. Здесь важное значение имеет своевременно оказанная психологическая помощь. И бывает, психолог не один месяц работает с ребенком, чтобы ликвидировать последствия таких травм. В нашем учреждении находятся в основном подростки и все без исключения мечтают о семье, несмотря на то что для них созданы комфортные условия, приближенные к семейным. Но, к сожалению, наше общество не готово принять на себя ответственность за судьбу ребенка с определенным жизненным багажом, хотя подросткам, как никому другому, нужны поддержка и помощь взрослого человека. Мало кто хочет вкладываться в радикальные перемены, проходить вместе с ребенком все трудности взросления, помогать справиться с проблемами. Очередной отказ для ребенка – это травма, поэтому мы сравниваем наших детей с ранеными птицами. С подбитым крылом далеко не улетишь, даже если очень хочется, нужны помощь и поддержка надежного взрослого, который подсобит и будет рядом при падении. Основная цель школы приемных родителей – помочь гражданам принять осознанное решение и показать возможности и ресурсы каждой семьи, научить помогать!

 

НАША СПРАВКА

 

Строгих требований к гражданам, желающим взять на воспитание ребенка, по возрасту, семейному положению, материальному состоянию и количеству детей в семье не предъявляется. Статья 153 Семейного кодекса и п. 2 статьи 146 устанавливают перечень лиц, кто может стать приемным родителем. Главное требование – будущие родители должны быть совершеннолетними, то есть достичь 18‑летнего возраста, и дееспособными.

 

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

 

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Нельзя стать приемными родителями лицам, лишенным родительских прав, имеющим или имевшим судимости, и однополым парам.

 

При назначении ребенку приемного родителя (опекуна, попечителя) учитываются его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между гражданином и ребенком, отношение к ребенку членов семьи гражданина, а также, если это возможно, желание самого ребенка. А это определяется при прохождении подготовки и психологического обследования в школе принимающих родителей и подтверждается документами: свидетельством о прохождении подготовки и заключением о готовности стать приемным родителем.

 

Тем, кто хочет принять ребенка в семью на воспитание, нужно подать заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства. Заключение о возможности усыновления оформляется в течение 15 рабочих дней. Именно этот документ является основанием для постановки на учет кандидатов на усыновление (в опекуны). После постановки на учет сотрудники органов опеки и попечительства предоставляют сведения об имеющихся детях, выдают направление на посещение детей по месту их нахождения. Если потенциальные родители не выбрали ребенка, они могут обратиться в другой орган опеки и попечительства, в федеральный и региональный банки данных. Направление выдают на посещение одного ребенка, документ действителен 10 дней. Граждане должны проинформировать в письменной форме оператора государственного банка данных о  результатах посещения и принятом решении.

 

Вероника Скворцова © Кадр из фильма «Дети Дон Кихота»