Пятого, десятого, Машу нам сюда! Пять игр, которые помогут занять детей на улице

Фото Александра Куликова
В воскресенье, 25 июня, в Комсомольском саду состоится Фестиваль детских игр. Организаторы предлагают вспомнить, как развлекались дети докомпьютерной эры – когда не у каждой семьи был телефон и даже телевизор.
– Дети – они же и в возрасте дети! – говорит Максим Хмызов-Ченцов, один из организаторов необычной акции. – Поэтому приглашаем желающих всех возрастов: кому-то вспомнить, кому-то узнать и всем – поиграть-побеситься.
Пришедшим выдадут «маршрут», следуя которому он узнает правила различных уличных забав. «Вечерка» поддерживает начинание. Тем, кто не сможет побывать в саду, мы решили напомнить пять самых интересных игр докомпьютерного детства.
«Штандер»
С помощью считалочки выбирают водящего, он с мячом встает в центр круга, остальные – по кругу. Водящий подкидывает мяч высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный быстро пытается поймать мяч. Если удалось, то названный игрок и водящий меняются местами. Если же нет, и мяч упал на землю, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор, пока игрок не поднимет мячик и не крикнет: «Штандер!» или просто «Стоп!». Тогда водящий с мячом возвращается в центр круга, выбирает одного из игроков и пытается угадать, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы осалить выбранного игрока. Шаги могут быть разными:
гигантские шаги (максимально длинный шаг на весь размах ноги);
обычные шаги (обычные средние шаги);
лилипутские шаги (шажок, при котором пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой);
верблюжьи шаги (игрок плюет и передвигается на место плевка);
зонтик (шаг с проворотом на 360 градусов);
муравьиные шаги (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой);
утиные шаги (шаги утиным шагом, встав на четвереньки);
лягушка (один шаг – один прыжок из положения сидя).
Обычно набирается несколько вариантов шагов. Например: «До Ани пять гигантских шагов, три лилипутских, два верблюжьих, четыре зонтика и три утиных шага». И водящий пытается осуществить задуманное. Если он действительно дошел до игрока задуманным методом, то новым водящим становится этот игрок. Если нет, водящий остается прежний.
«Казаки-разбойники»
По жеребьевке или по доброй воле выбирают две команды – казаков и разбойников. В начале игры разбойники загадывают ключевое слово («шифр»), пишут первую и последнюю букву на стене, обозначая количество пропущенных букв, и убегают. Казаки тем временем должны отгадать шифр и организовать «темницу» – место, куда они потом приведут пойманных разбойников. Это место можно обозначить палочками, камнями или очертить мелом. После этого казаки пускаются на поиски разбойников.
Разбойники, убегая, рисуют на пути своего бегства стрелочки мелом. Бегут они сначала большой группой, потом начинают делиться на более мелкие и прячутся. Если казак находит разбойника, он должен обязательно дотронуться до него, и тогда разбойник послушно следует за ним в темницу. Пока все разбойники не собраны в темнице, непойманные друзья могут освобождать пленников, напав на казака-караульного и держа его за руки. Тогда поимка разбойников начинается заново.
Когда уже все разбойники в темнице, казаки предлагают свою разгадку шифра. Если они называют правильное слово, казаки победили. Если нет, то они могут попытаться выпытать у разбойников загаданное слово. Самый легкий способ добиться этого – щекотка. Но в целом о способах «пытки» лучше договориться в начале игры. Если шифр разгадан, разбойники получают по щелбану, если нет, то щелбаны получают казаки. Игра окончена.
«Пятнашки»
Это простая игра в догонялки, но на небольшой площадке, где очень легко догнать и запятнать (тронуть рукой) «жертву». Смысл как раз в том, чтобы догонять как можно чаще, называя при этом громко имя нового водящего («пятнашки»). «Пятнашки» меняются одна за другой, и убегающие уже не успевают следить за тем, кто на данный момент «пятнашка». Поэтому хитрый водящий сам может притвориться убегающим игроком и поймать кого-нибудь поблизости.
«Три-пятнадцать»
Вариант 1. На ступеньках.
В начале игры и водящий, и игроки стоят внизу лестницы. Водящий командует: «Три-пятнадцать!», и все одновременно прыгают на ступеньки. Приземлиться можно в любой позе: ноги на одной ступеньке, на разных. Главное – не повторить позу водящего. Если поза ног у водящего и у кого-то из игроков совпала, этот игрок либо выходит из игры (если договорились играть на выбывание), либо сам становится водящим. И тогда уже он командует: «Три-пятнадцать!». Если поза с водящим совпала у нескольких игроков, то игра продолжается без изменений.
Вариант 2. В кругу
Игроки становятся в круг, выставив правые ноги в центр. Во избежание дальнейших споров, центр круга лучше пометить мелком. Затем все хором кричат: «Три-пятнадцать!» – и отпрыгивают как можно дальше от центра круга. Кто отпрыгнул дальше всех, командует: «Три-пятнадцать!» – и прыгает, пытаясь наступить на ногу соседу справа. Если удалось, тот выбывает из игры, если сосед отпрыгнул и спасся, то, в свою очередь, уже он кричит: «Три-пятнадцать!» – и прыгает опять же на ногу своему соседу справа. Таким образом, игра идет по кругу.
«Разрывные цепи»
Альтернативных названий у этой игры масса, например: «Али-баба», «Бояре», «Кандалы», в пионерских лагерях советского времени игра даже называлась «Вожатый, вожатый, подай пионера». Название зависит от присказки, которая говорится в процессе игры.
Итак, две команды встают друг напротив друга, взявшись за руки, представляя собой две цепи.
Одна команда хором говорит:
(если игра называется «Кандалы»)
– Кандалы.
– Закованы.
– Разбейте нас.
– Кем?
– Атаманом.
– Каким?
– Имя игрока.
(если игра называется Али-баба»)
– Али-Баба!
– Чего, слуга?
– Пришей рукава.
– На чьи бока?
– Пятого, десятого, Машу нам сюда!
При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается порвать цепь противников. Если получилось, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки. Если цепь прорвать не удалось, игрок остается в команде противника. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
Юлия Казанджан