Пять мифов о купании и крещенской воде узнали волгоградцы

В ночь на 19 января мы отмечаем праздник Крещения Господня. Кульминацией для многих является освящение воды в храме или погружение в купель на Волге. Именно с Крещением и крещенской водой связано большинство мифов в православной среде. Развенчать их поможет отец Сергий Савенков.
Уже 18 января, равно как и 19-го, во всех православных храмах после литургии (утренней службы) совершается чин Великого освящения воды. В эти два дня в храме, как и на Рождество и Пасху, появляется большое количество людей, которые в целом редко его посещают.
– Возможно, многие из них приходят только за крещенской водой, а не для того чтобы услышать зов Иоанна Крестителя, произнесенный две тысячи лет назад: «Покайтесь, очиститесь, ибо пришло Царство Небесное». Но понятно, что многие это делают не из потребительского отношения к Церкви, а просто по неведению, – говорит отец Сергий. – И все же хотелось бы, чтобы эти люди увидели всю картину праздника Крещения и в целом православия. Чтобы поняли, куда и для чего они пришли.
Для этого попробуем разобраться с основными мифами, связанными с наступающим праздником.
1. Окунание в прорубь – обязательный священный обряд на Крещение
– Купание в проруби не является церковным таинством. Более того, некоторые священники выступают категорически против этого обряда. Поскольку польза от глотка крещенской воды ничуть не меньше, чем от полного погружения в иордань. Окунание же в прорубь стало именно народной традицией. И тут уж лично каждый должен решить для себя, будет ли он окунаться и что ему это даст.
2. Купание смывает с человека все грехи
– В Церкви ничего не происходит автоматически. Духовное очищение – это долгий путь, в котором большую помощь как раз оказывают таинства. Та же святая вода, употребляемая с трепетом и верой, очень поддерживает человека и иногда действительно помогает исцелиться и духовно, и физически. Но это не враз и не без собственного усилия и благодати Божьей.
3. Крещенская вода выполняет роль церковного Причастия
– Таинство Причастия ничто не способно заменить. Даже если человек находится в состоянии смертельной опасности, нельзя подменять святыни.
4. Вода, освященная 18 января, «слабее» той, что освятили 19-го, или наоборот, что только 18‑го и 19‑го вода имеет чудесную силу. Потом же «волшебные» свойства ослабевают.
– Это неверно, оба указанных дня после литургии читается один и тот же чин освящения воды. Поэтому вода ничем не отличается, и набирать ее можно уже 18‑го числа. Что же касается «волшебных» свойств воды, то единожды освященное вещество не меняет своих качеств. Это же не физический процесс: мы ничем не накачиваем воду, ничто в нее не заливаем, чтобы со временем концентрация этого вещества стала уменьшаться. В этом плане время над освященной водой невластно. Но благодать может исчезнуть, если неправильно относиться к освященным вещам, если проявлять пренебрежение к ним.
5. Набирать крещенскую воду можно где угодно, хоть из‑под крана, раз были освящены водоемы, из которых она поступает в дома
– На эту тему, конечно, рассуждать можно, но мы рискуем пуститься в спекуляции на тему плотности благодати на один кубический метр, скорости движения воды и прочего абсурда. В итоге мы только получим хаос в голове и потерю смысла. Ведь освящается вода во время таинства, во время молебна, который совершается после литургии. И святая она потому, что над ней молились верующие люди во главе со священником, потому что освящена Божьим присутствием в общей молитве. Надо потрудиться прийти в храм, довериться тому, что совершается на службе, постараться вслушаться в текст читаемых молитв и душой и сердцем поучаствовать в этом. Если мы набираем воду из‑под крана, мы теряем смысл участия в церковном таинстве, мы низводим все до уровня бытовой магии – набрал, выпил, помогло. И не пытаемся подняться на другой уровень.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / архив.