Отец Александр Сазонов: «Паломническая поездка – это испытание и даже риск»
В любой пост увеличивается количество желающих отправиться в паломническую поездку. К чему быть готовым и чего остерегаться в подобных путешествиях, рассказывает отец Александр Сазонов, руководитель Епархиального паломнического центра.
? Отец Александр, в чем преимущество паломнической поездки? В каком случае массовое паломничество оправдано, а в каком лучше ездить самостоятельно?
– Паломнические поездки – это в основном, конечно, для начинающих. Когда ты только воцерковляешься, еще ничего не знаешь, в поездке можно растеряться. Если же ты едешь группой, то получаешь столько информации, сколько получил бы лет за десять самостоятельных поездок. Это как выездной семинар, это совершенно другое впечатление.
Кроме того, у нас все продумано: приезжаем в монастырь непосредственно к службе, к исповеди, о еде и ночевке все заранее договорено, запланировано время посещения источников. Правило паломников – держаться всем вместе и все пожелания согласовывать с руководителем группы.
? Во всех ли монастырях сейчас решен вопрос с ночевкой? Или где-то приходится самостоятельно искать гостиницы, частников, чтобы переночевать?
– Сейчас везде все налажено. Во всех монастырях построены и продолжают строиться гостиницы. Где-то за ночлег нужно доплатить рублей 100, где-то принимаются посильные пожертвования – кто сколько может. Для монахов это не бизнес, это род послушания: встретить и устроить паломников.
? Бывают ли случайные люди в паломнических поездках?
– Бывают. Помню одного мужчину-алкоголика, он поехал не по своей воле. Жена купила ему путевку, надеясь, что поездка исцелит мужа от недуга. Но чуда не произошло, муж в дороге напился. Вел себя, правда, тихо, смирно, ему там все помогали. Но домой вернулся в прежнем состоянии. Получить изменения механически, на автомате в случае со святыней невозможно.
Паломническая поездка вообще мероприятие не простое. Это не развлечение, а труд и большое испытание, даже риск. Святыни действуют на людей по-разному: одному это всю жизнь перевернет и его самого духовно преобразит, а другой начнет беситься или впадет в уныние.
? Имеет ли принципиальное различие, куда ехать? Какие поездки лучше планировать начинающим?
– Маршрут нужно выбирать попроще: желательно в одно место, а не к нескольким святыням за один раз. Чтобы не расточить силы и получить более цельное впечатление. Самые «популярные» направления – это Оптина Пустынь и Троице-Сергиева лавра под Москвой, Дивеево под Нижним Новгородом. На Украину, в Киево-Печерскую лавру, мы перестали ездить. Как бы ни говорили, что это безопасно, риск есть. Появились поездки в Грузию, но это как раз для более зрелых паломников – другая страна может дать самые разнообразные впечатления.
Опять же для тех, кто уже знаком с паломническими путешествиями, бывают поездки в Иерусалим. И здесь важно быть именно в группе, а не одному.
Иерусалим – это совершенно особое место, там такая атмосфера, что от избыточного восхищения неподготовленный человек может даже сойти с ума. Это научно доказанный факт – «эффект святыни». Поэтому важно быть вместе с кем-то, кто уже готов к подобной ситуации и знает, что нужно делать.
? Какие еще опасности подстерегают паломников в святых местах? К чему нужно быть готовым?
– Разные бывают нюансы. Святое место притягивает совершенно разных людей. Не надо думать, что если ты поехал в монастырь, то все будет чисто, правильно и по-божьи. Здесь можно встретить и кликуш, бесноватых, и аферистов, и провокаторов, которые будут тебе подсовывать листовки против церкви, против патриарха.
? Как же следует настраиваться на поездку, чтобы нужным образом все воспринять, чтобы посторонние вещи не выбили тебя из колеи?
– Главное – осознание своих грехов. Нужно помнить цель, для которой ты пустился в паломничество. Только через покаянный настрой можно получить благодать и помощь от святыни, даже некрещеным людям. Атмосфера там для этого самая подходящая – спокойная, серьезная, способствует погружению в себя. Монастыри – это своего рода госпиталь, больница, где есть возможность серьезно подойти к исцелению любого недуга. В этом смысле наши церкви, городские приходы – это поликлиники, где помогают диагностировать «болезнь».
Юлия Казанджан