От сарматов до русов: какие племена жили на волгоградской земле?

? Давно уже читал в вашей газете статью про сарматов, населявших волгоградские земли в древние времена. А какие еще племена жили здесь, чем они занимались?
Эдуард Степанович.
Уважаемый Эдуард Степанович! Волгоградская земля была заселена с самых древних времен. Наиболее ранние поселения, найденные археологами, датированы периодом 130– 60 тыс. лет назад.
– Это разрозненные находки, рисующие знакомую нам со школьных времен картину каменного века: люди-охотники используют каменные орудия труда и оружие и живут в мире, климатически отличающемся от современного, – рассказывает Яков Мулкиджанян, историк, археолог, автор романа «Сарматы».
Такая жизнь длится тысячелетиями, и лишь к 10-му тысячелетию до н. э. картина меняется. Общее потепление влечет за собой изменение климата, природного ландшафта и новые условия для жизни людей. В этот период в племенах начинают формироваться культурные традиции, религиозные верования.
– С этого момента уже интереснее исследовать историю предков, тем более что вскоре Поволжье становится густозаселенным регионом, – продолжает Яков Мулкиджанян. – Этому, конечно, способствовали теплый влажный климат, обилие пастбищ и близость рек, не только больших, таких как Волга и Дон, но и малых. Ведь река – это и источник пропитания, и транспортный путь, и защита от нападений – одним словом, жизнь.
Яков Мулкиджанян поможет нам разобраться в хронологии жизни древних людей в Поволжье.
V–XII вв. до н. э. Определенных названий самых древних племен не осталось. Ученые различают их по типу культуры, к которой они принадлежали: древнеямная, катакомбная и срубная культуры – в их хронологической последовательности. Названия свои они получили по типу захоронений, характерных для данного вида поселений, поясняет эксперт. Настолько самобытны были погребальные обряды! Если людей хоронили в простых ямах, значит, ямная культура, в катакомбах – катакомбная, в срубах – срубная.
– Изучение мест захоронения дает массу информации: и о верованиях древних людей, и о их быте, – продолжает Яков Мулкиджанян. – Ведь в могильниках зачастую можно найти орудия труда, кости животных, сосуды для пищи и украшения. Все это было необходимо для умершего в загробной жизни – так верили наши предки.
XII–IX вв. до н. э. в археологии называются темными. В этот период на территории наших земель практически отсутствуют следы жизни.
IX–VII вв. до н. э. – предсавроматский период. Начинается ранний железный век, то есть люди осваивают железо как основной материал для орудий труда, оружия, появляются украшения. В целом, это переходный этап от срубной культуры к савроматской.
VI в. до н. э. – IV в. н. э. – период расцвета савроматской культуры. Позже савроматов стали называть сарматами.
– Сарматы – это собирательное название массы ираноязычных племен, схожих по образу жизни и родственных по происхождению, – рассказывает Яков Мулкиджанян. – Интересной особенностью их была господствующая роль женщины в семье и в целом в племени. Сарматские женщины одевались в ту же одежду, что и мужчины, на равных выезжали на охоту. В могилах богатых женщин были найдены оружие и конское снаряжение. Даже само название «сармат» переводится с древнеиранского как «воинственная женщина». Однако со временем эти пережитки матриархата ослабли, и на первое место все-таки вышли мужчины.
В I в. до н. э. – I в. э. на исконных сарматских землях вызревает новое сильное племя – аланы (диалектное произношение названия «арии». «Ариями» называли древнеиранские народы в целом). Аланы – первые люди на земле, построившие боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.
Мощную заявку о себе аланы сделали в середине I в/ н. э., но старые сарматские союзы еще продолжали существование. Аланы прошли через Волгу и Дон, вплоть до Черного моря, подчинив себе все сарматские племена. Далее они проникли на Северный Кавказ (аланы – прямые предки осетин), в Европу (аланская конница служила Римской империи) и даже на территорию современной Средней Азии, Ирана и Индии. Подчинили себе местное неарийское население, оказав огромное влияние на их язык, культуру и религиозное мировоззрение.
– Мне довелось быть на раскопках древнеямных погребений, возраст которых 5 тыс. лет! Это было в наших поволжских степях, – рассказывает Яков Мулкиджанян. – Так вот у многих покойников ступни были покрашены красной охрой. А в Индии и сейчас практикуется обычай красить ступни ног красной краской. Подумать только: 5 тыс. лет живет древнейший обычай, арийский по происхождению, пришедший в Индию из наших земель!
После иранских народов на арену поволжской истории активно выходят разные кочевые и воинственные тюркоязычные племена. Тюрки – название тоже собирательное, под ним скрывается множество племен, вызревших в Саяно-Алтайских степях.
В IV–V вв. н. э. первые из тюрков на наших землях – гунны. Это невероятно воинственное племя. Подчинив себе земли от Урала до Волги, гунны вихрем пронеслись до самого Рима, громя и подчиняя всех – в том числе и оставшихся сарматов и алан.
– Косвенные последствия этого «урагана» – падение Римской империи и формирование новых этносов, – говорит Яков Мулкиджанян. – Таким образом, гунны «запустили» процесс Великого переселения народов, изменив прежнюю картину жизни не только в наших волжских степях, но и во всей Евразии.
В VI в. вслед за гуннами по волжским степям прошли авары, успев лишь на несколько десятков лет задержаться в Поволжье. Надо отметить, что и гунны, и авары оставили после себя совсем немного погребений. В частности, это связано с тем, что тела умерших предавали кремации. Наверняка существовали и какие-то неизвестные погребальные обряды.
В VII в. впервые со времен сарматов Поволжье на долгое время обретает единого хозяина – хазар. Три столетия держит власть Хазарский каганат. Это государство контролирует территории от Восточной Европы до нынешнего Казахстана. Причем столицей Хазарии становится город Итиль (в переводе с тюркского означает «река», то есть Волга). По одной из версий, Итиль был расположен практически в границах нынешнего Волгограда.
В IX–XI вв. – в здешних степях осваиваются новые пришельцы с востока: берендеи, торки, печенеги, а потом и половцы. Они совершают систематические набеги на славян, расселившихся чуть выше наших земель. Но если торки и берендеи в определенный момент все-таки слились со славянами (пусть и не в полном составе), то половцы и печенеги вели непримиримую борьбу и со славянами, и против друг друга.
По словам одного византийского писателя, для печенегов «жизнь мирная – несчастье». Каждый воин имеет не менее двух лошадей, чтобы во время похода, набега их постоянно менять. Это помогает быстро передвигаться на дальние расстояния, стремительно и часто нападать на противника. Однако при всех этих фактах, половцы оказываются еще более серьезной угрозой для славян, чем печенеги. Половцы образовывают в южнорусских степях крупное объединение, которое поглощает в себя остатки Хазарского каганата, разгромленного русами.
Русы появляются на Волге в X в. Это отряды вольных воинственных удальцов, промышляющих разбоем. Их князь Святослав громит Хазарию и начинает бесконечные войны с другими кочевниками. Его дело продолжают потомки вплоть до самого прихода монголо-татарской рати в 13 веке. По происхождению своему русы – скандинавы, норманны. Именно они основывают и дают название новому государству – Русь.
НАША СПРАВКА
Чем занимались и во что верили наши предшественники
Название племени |
Чем занимались |
Язык, тип внешности |
Культы, верования |
Представители древнеямной, катакомбной и срубной культур. |
Разводили овец и коней, занимались переработкой медной руды, производя из нее бронзу, а уже из нее – различные орудия труда и оружие. Кроме того, занимались охотой, собирательством и растениеводством. В обугленных горшках на их поселениях обнаружены зерна проса. Стали использовать животных как тяговую силу. |
Говорили на диалектах древнеиранского языка. Европеоидный тип лица. |
Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы), тотемизм (поклонение тотему – существу, предмету, которому поклоняются как покровителю и верят в свое кровное родство с ним), поклонение силам природы и стихиям. К ульт предков.
|
Савроматы и сарматы. |
Разводили овец и коней. Кочевали и совершали военные походы (набеги). Вероятно, что занимались растениеводством, выращивали просо. В некоторых письменных источниках сообщается, что сарматы ели просяную кашу, которую разбавляли водой или лошадиной кровью. |
Северный диалект древнеиранского языка. Внешность европеоидная. На позднем этапе сарматского господства в среде аристократии распространился обычай искусственно деформировать головы с помощью специальных дощечек. Яйцеобразная форма головы подчеркивала их элитарность.
|
Анимизм, тотемизм, культы Солнца, коня, меча, духов-предков, культ вождей-героев. |
Аланы. |
Скотоводство, коневодство, военные походы (набеги). |
Древнеиранский язык. Внешность европеоидная. |
Культ животворящего Солнца и огня, вера в загробную жизнь и бессмертие души. Вместе с умершим в могилу клали все необходимое для продолжения жизни в потустороннем мире: сосуды с пищей и питьем, оружие, украшения. Душа умершего должна иметь свое жилище. Им была подземная камера, не заполненная землей, но надежно изолированная от внешнего мира. Воинские культы, культ вождей-героев. |
Гунны.
|
У гуннов не было постоянных жилищ, они кочевали вместе со своим скотом и не строили шалашей. Совсем не занимались земледелием. Все свое имущество, а также детей и стариков, они возили в кибитках на колесах. Из-за лучших пастбищ вступали в борьбу с ближними и дальними соседями.
|
Смесь тюркских языков. На этих языках разговаривали на территории большей части Азии, части Турции и Восточной Европы. Что касается внешности, то это смесь европеоидного и монголоидного типов лица. Римские историки пишут о гуннах как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, имевших устрашающий вид, так что порой их можно было принять за двуногих зверей. Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. |
Обожествляли Солнце, огонь, воду, Луну. Почитали дорогу, священные деревья и приносили им в жертву лошадей. Гунны носили различные амулеты (из золота, серебра) в виде животных. Во время похорон они устраивали турниры, бои на мечах, стрельбы с лука, скачки на конях. Родственники умерших в знак скорби наносили себе увечья с помощью кинжала. |
Авары. |
Полукочевое скотоводство, а позднее и земледелие. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. С весны до осени жили в сооружениях, напоминающих юрту, удобных для переноса с места на место. В холодно время года перебирались в полуземлянки с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки.
|
Смесь тюркских языков. Смешение монголоидного типа лица и европеоидного. |
Были идолопоклонниками, верили в загробный мир. Вместе с умершим воином в могилу обычно клали пищу, стрелы, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы.
|
Торки, берендеи, печенеги, половцы. |
Кочевники. В основном, занимались овцеводством и коневодством. Постоянно совершали грабительские набеги на Русь. Ремесел у них не было. Весь необходимый инвентарь каждый сам мастерил и чинил, или добывал в набегах на соседей. |
Тюркские языки. Половцы – европеоидный тип с голубыми глазами и светлыми волосами. Предположительно, именно по цвету волос половцы и получили свое название (на языке русов «полова» – рубленая солома матово-желтого цвета). Остальные племена – монголоидный. |
Печенеги – частично мусульмане, остальные народы – язычники. |
Хазары. |
Изначально кочевники. Но осев на наших землях, активно занялись торговлей и скотоводством. Процветала перепродажа рабов. |
Смесь тюркских языков. Смесь монголоидного и европеоидного типов лица . |
Поклонение верховному божеству, управляющему всем мирозданием –Тенгри и обожествление кагана, главы каганата. Позднее хазары приняли иудаизм и ислам. |
Русы. |
Военные походы, разбой, торговля, включая работорговлю, наемничество. Военная охрана контролирумых территорий славян. |
Европеоидный тип лица. |
Язычество. Культ воинственных богов и вождей-героев. Воинские культы. С конца X в. в среде руссов появляются первые христиане. |
КСТАТИ
Какие археологические памятники есть в Волгоградской области?
– Это и могильники, и курганы, и поселения, коих довольно много сохранилось на территории нашего региона, – рассказывает Мария Балабанова, заведующая кафедрой археологии, зарубежной истории и туризма госуниверситета, доктор исторических наук. – Все они ценны для археологов по-своему.
Дата самого древнего из найденных поселений 75–100 тыс. лет назад. Назывется оно Сухая Мечетка и находится в границах нынешнего Волгограда. Здесь были найдены кости животных того периода (зубра, лошади, сайги, мамонта) и около 8 тыс. каменных изделий (в частности, рубила, ножевидные пластинки, остроконечники). Кроме того, на территории стоянки были обнаружены следы очагов. А это предполагает, что здесь располагались жилища древних людей, скорее всего, в виде конических шалашей.
– Однако больше всего загадок вызывает гораздо более "молодой" археологический памятник – святилище, расположенное в пределах станицы Трехостровской Иловлинского района, – продолжает Мария Балабанова.
Святилище – это храм поклонников огня. В целом, на наших землях найдено около десятка подобных сооружений, но то, что находится под Трехостровской, самое крупное и наиболее исследованное.
– Это огромная территория в виде круга диаметром в 200 м, по краю которого вырыт ров глубиной 6 метров. И вся она покрыта несколькими слоями обожженной земли. Это говорит о том, что огонь поддерживался здесь в течение нескольких лет. Построить такое сооружение могли не десятки, не сотни, а тысячи человек. Но самое удивительное, что никаких следов жизни на близком расстоянии от Святилища не найдено. Ни поселений, ни хоть каких-нибудь исторически важных вещей. Еще более странно, что время сооружения это кургана датируется VIII–X вв. до н. э. Но это «мертвый» период, когда на территории Волгоградской области никто не жил! Как стыковать все эти факты, противоречащие друг другу, пока не понятно.
НАГЛЯДНО
Ищем на лицах расовые признаки
Европеоидный тип лица
прямые или волнистые волосы, часто светлые
лицо узкое с выступающим носом
ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу
губы обычно тонкие
челюстная часть лица не выступает вперед
борода и усы у мужчин чаще густые
Монголоидный тип лица
Волосы черные жесткие прямые
темные глаза
маленькие ресницы
светлый или смуглый цвет кожи
слабое развитие волосяного покрова
сильновыступающие скулы
уплощенное лицо
часто низкое переносье
лопатовидные резцы зубов
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Почему жители наших земель разговаривали на древнеиранском языке?
Это не значит, что они позаимствовали свой язык в Иране. Ровно наоборот. Начнем с того, что Иран это в буквальном переводе «страна Ариев», «Арьяна», а в позднем искажении – «Иран». И назвали ее так арии (то есть ранние сарматы), которые в своем стремлении охватить новые земли достигли этой страны (об этом читайте в самом материале). Получается, что древнеиранский язык – это древний язык ариев, который они унаследовали от своих предков. И зародился этот язык здесь у нас, в южнорусских степях. Арии его лишь «довезли» до других стран и внедрили в чужую культуру.
Какую страну арии назвали Ираном?
Современный Иран является лишь небольшой частью тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы. Иран в начале нашей эры это и Иранское плато (где сейчас находится современный Иран), и Средняя Азия, и Казахстан, и степи к северу от Кавказа и Черного моря.
Юлия Казанджан