Охотники за фольклором напали на след чупакабры
Вместе со своими студентами профессор Пальгов объездил 32 из 33 районов Волгоградской области.
Уже не до песен?
Цель экспедиций Сергея Пальгова, завкафедрой музыкального фольклора и этнографии Волгоградской консерватории имени Серебрякова, - собрать и сохранить уникальные местные песни, частушки, обряды. Записать рассказы истинных хранителей волжского устного народного творчества – бабушек и дедушек, «ведь это целый пласт знаний, дошедший до нас из глубины веков».
Экспедиции – немноголюдные. Например, в последней, закончившейся всего пару недель назад, профессора сопровождали три студентки: ученые изучали фольклор в Дубовском районе.
– Общее впечатление – село не поет! – рассказывает Пальгов. – Больше всего поразило то, что мы увидели в Караваинке – дикая запущенность и разруха. Ветхие дома, вода только в колонке. На дворе 21-й век, а бабушки за водой идут с коромыслом.
Неудивительно, что порой ученые получают от ворот поворот.
– Были случаи, когда работники администрации некоторых хуторов настаивали, чтобы мы уехали, дескать, никто вам здесь петь не будет и нечего наших стариков тревожить. Но в большинстве случаев люди в деревнях относятся к нашим просьбам напеть и рассказать понимающе и по-доброму. Ведь то, что они расскажут нам, соседу не нужно. А это пела еще бабушка, и хочется, чтобы сохранилось…
Не хочешь замуж? Тогда колодку тягать!
– Порой мы сталкиваемся с удивительными вещами, – рассказывает профессор. – Представляете, в Октябрьском районе Волгоградской области до сих пор совершается старинный украинский обряд «колодку тягалы». Можно поехать туда на Масленицу и увидеть, как женщины привязывают «колодку», то есть какой-то груз к ноге заядлого холостяка. Раньше в украинских селах парням и девушкам привязывали, например, бревно. Они должны были тащить его через всю деревню под насмешки и хохот односельчан. Смысл – укорить молодых, не ищущих «половинку», то есть своего рода обряд стимулирования брачных отношений.
Пригляделись – чупакабра!
Еще более удивительным оказалось знакомство с новым героем народного фольклора. Загадочная чупакабра, которая раньше, по слухам, водилась только в Мексике, добралась и до заволжских степей.Согласно легенде, этот мифический зверь убивает домашних животных и высасывает у них кровь.
– Жители глубинки рассказали нам немало историй про этого загадочного монстра, похожего не то на лисицу, не то на волка, а по словам некоторых очевидцев – и вовсе на человека, – говорит Сергей Пальгов.
Так, жительница одного их хуторов утверждает, что видела чудовище в собственном курятнике. По ее словам, зверь похож на собаку, голова, как у крысы, с двумя клыками, ноги – как у кенгуру. Эта тварь выпила кровь у всех куриц, а ночью уничтожила еще пару овец.
В другой раз чупакабру наблюдали сотрудники полиции. Направляясь по вызову в глухую деревню, они увидели сгорбленную старушку, которая, прихрамывая, шла через поле. Удивились, решили подъехать помочь.
– И тут как в фильме ужасов, – рассказывает исследователь. – Поворачивается – а это чупакабра! Ребята дали газу и быстрей оттуда. За водкой в магазин. Правда, никто им так и не поверил.
? А сами-то вы верите в чупакабру или другую нечисть, вроде домовых?
– Все эти образы замечательны тем, что раскрашивают жизнь. Добавляют «чертовщинки». Я думаю, что дыма без огня не бывает. Лично со мной был такой случай. Лег спать, и вдруг будто толчок какой-то. Я открыл глаза – вижу, вместо потолка надо мной бездонное небо и оттуда смотрят два длинных кошачьих глаза. Думаете, я был пьян? Отнюдь нет! Вот и не верь после этого.
А еще я верю в гороскопы: у меня все сбывается. Например, предсказали в пятницу много подарков. Так мне в этот день одна женщина подарила три книжки, другая – две. А в обед еще и апельсином угостили!
Работа в удовольствие
? Сергей Юрьевич, а на какие средства организуются фольклорные экспедиции?
– Раньше в госстандартах была запланирована фольклорная экспедиция за счет средств учебного заведения. Теперь же этого нет, так что мы ездим исключительно за свой счет. Видимо, посчитали, что услышать вживую песни бабушек и дедушек можно и дома. Тем самым мы теряем народную песенную историю. Это, бесспорно, безобразие! К тому же студентам очень нравились наши поездки. Ведь это работа в удовольствие – это не только материалы, которые становятся основой для дипломных сборников, но и романтика – песни у костра, купание в реке, уха, очарование степей. Даже дышится в селе по-другому, сам воздух «певучий»!