Ученики Волгограда приходят на занятия «налегке»

Мечта всех советских и постсоветских школьников начинает сбываться. В перспективе не надо будет таскать тяжеленные портфели и сумки с массой учебников. Минобрнауки региона проводит эксперимент по переходу школ на электронные учебники.
Существуют санитарные нормы, согласно которым портфель обучающихся не должен быть слишком тяжелым. Именно поэтому, если материала много, некоторые издательства делят учебник на 2 части: для первого и второго полугодия. Так легче для ученика, но тяжелее для бюджета его родителей. В министерстве образования и науки Волгоградской области предлагают переходить на электронные учебники, тем более что внедрения современных технологий требует и новый ФЗ «Об образовании».
– Что такое электронный учебник? Если вы подумаете, что это некое устройство, то будете не совсем правы, – рассказывает Сергей Сосненко, учитель информатики МОУ СОШ № 45 г. Волгограда. – Электронный учебник – это некий контент (содержание) издания, который может устанавливаться на разные виды компьютеров с так называемого «флеш-ключа». То есть данное содержание можно установить на планшет, ноутбук или стационарный компьютер.
Таким образом, всего лишь один планшет весом меньше килограмма может заменить всю школьную программу. А стоимость учебника для школы может составлять всего лишь 30% от стоимости привычной книги.
– Если издательство делает книгу за 100 рублей, продает магазину, магазин делает свою наценку, то для школы электронный учебник обойдется всего лишь в 30 рублей, – поясняет Сергей Сосненко.
Существует 3 вида электронных книг. Один вид представляет собой PDF-файлы, которые повторяют текст страниц и иллюстрации привычного учебника. Плюс в том, что даже здесь можно увеличить необходимую картинку для более тщательного рассмотрения. Второй вид – когда в привычное содержание встраиваются видео- или аудиофрагменты. Третий вид – самый продвинутый. Здесь ученик может выполнить тест и проверить сам себя, сделать лабораторную работу, увидеть, как работает микроскоп, и т.д. Задания становятся интереснее, однако создание такого учебника сложнее, а значит, и цена выше.
– Электронный учебник значительно упрощает многие задачи, – считает Игорь Шипилин, ученик 11-го класса школы № 45. – Могу не носить некоторые учебники в школу. Сейчас, например, в моде сумки на плечо. С электронными учебниками она не будет смотреться забитой и слишком широкой. Планшетки и нетбуки – решение проблемы. И сам материал воспринимается гораздо проще. Когда перерисовываешь строение клетки, то можешь увеличить, приблизить, рассмотреть детали. Так и в других случаях.
В рамках проекта регион выделяет 87 миллионов рублей. В число первых счастливчиков попали 20 волгоградских школ. При этом, кроме закупки учебников, нельзя забывать и об обеспечении школ техническими устройствами.
– Этот эксперимент мы будем продолжать, – отмечает Александр Коротков, министр образования и науки Волгоградской области. – И 2013-2014 годы – это период, когда внедрению и предоставлению широкого доступа к электронным образовательным ресурсам школьников будет уделено особое внимание. Во-первых, это современно, во-вторых, это качественно новые возможности учебных пособий.
А пока школы приноравливаются к новшествам. У современного поколения школьников обращение с планшетами и ноутбуками не вызывает затруднений. А учителя уже привыкли в конце рабочего дня ставить устройства в специальные шкафчики на подзарядку. Утром учеников ждут уже полностью заряженные и безопасные для зрения планшетки и электронные книги.
– Есть новые технологии, как электронные чернила, эффект чтения от которых такой же как от чтения простой книги – глаза не устают, зрение не портится, – говорит Сергей Сосненко. – И даже планшеты, где нет электронных чернил, относительно безопасны для зрения за счет современных технологий. Не сравнить с теми электронно-лучевыми трубками, которые были раньше в мониторах стационарных компьютеров.
Александр Богатырев.