Есть ли у человека хвост, или О чем пишут в учебниках

О качестве современных школьных учебников мы говорили с председателем регионального комитета по образованию и науке Марией Симоновой, заслуженным деятелем науки РФ Максимом Загорулько, «Учителем года-2011» Юлией Фомиченко и специалистом методического сопровождения учебного процесса Светланой Кудиновой.
Без Курил, но с хвостом
Контроль за выполнением домашнего задания по русскому языку – едва ли не ежедневное мое занятие. На днях сели за уроки с шестиклассником. В предложении «Снег, затопивший луг» надо определить часть речи. «Причастие», – говорю. Ребенок непонимающе на меня смотрит: «Я не знаю, что это...».
Едва не учинив скандал (мол, опять ты не подготовился!), я на всякий случай пролистала учебник. И все бы ничего, если б не одно «незначительное» обстоятельство – эту часть речи школьники изучают только в седьмом классе...
Факт этот, прямо скажем, меня озадачил. И, оказалось, не меня одну. Интернет-сообщество на сотнях родительских форумов обсуждает незатейливый уровень современных школьных учебников. Так, авторы одного из пособий по биологии уверяют наших детей, что «хвост является частью человека, а кожа – это внутренний орган». Учебник по ОБЖ, вызвавший недавно скандал в Ульяновской области, знакомит девятиклассников с эрогенными зонами на теле человека, Лермонтов в тетради по литературе вдруг оказался Юрием Михайловичем, в учебнике по немецкому языку предлагается перевести фразу: «Мне 14 лет, поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу». Тиражом в 200 тысяч экземпляров выпущен учебник по географии, авторы которого «отрезали» на карте России Калининградскую область и Курилы...
Мелочи, скажите? Но именно они формируют искаженное мировоззрение у наших детей и подрывают и без того, увы, шаткий авторитет учителя и книги.
О Сталинградской битве замолвите слово
Отдельная тема – учебники по истории. Известный историк Леонид Млечин уверен, что учебник по этому предмету «должен быть максимально честным, воспитывать молодого человека в традициях правды». Но что в действительности получается? Наши дети обучаются по книгам, где Сталинградской битве отводится только несколько предложений...
– Система образования, которая уже дала видимые результаты, а это уровень экономического развития страны, ее успехи на международной арене, сегодня разрушается, – полагает Максим Матвеевич Загорулько. – Сегодня мы наблюдаем большой разнобой. Написать учебник – дело весьма ответственное, он должен готовиться большим авторским коллективом. На деле – число учебников, созданных по принципу «что Бог на душу положит», не сокращается. И если книги по точным наукам еще остаются более-менее традиционными, то к гуманитарным очень много вопросов. Дискуссии касаются главного – мировоззрения, ведь, например, история дает ориентир человеку в мире. Поэтому надо исключить возможность навязывания чьего-либо индивидуального, не всегда компетентного мнения. Неправильной ориентацией в школе мы создаем нездоровую обстановку в обществе. Все учебники, безусловно, требуют усовершенствования, но только с научной, выверенной точки зрения.
Чистой воды бизнес?
В одном из интервью министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко признался журналистам: «Только каждый пятый учебник в России прошел экспертизу». Причины низкого качества учебников называется две: недостаток контроля и засилье пиратской продукции. Объем этого «серого» рынка в нашей стране достигает 10% от общего объема учебной литературы и оценивается в 12 миллионов долларов. Контрафактные издания на 10-30 рублей дешевле за счет использования газетной бумаги вместо офсетной. Изображения и фотографии в таких учебниках нечеткие, краска пачкает руки, а буквы плохо пропечатаны. Так как же такие книги попадают на парты?
Заказчиком экспертизы, как это ни странно, является не Министерство образования и науки, а издательства. Авторские коллективы или отдельные представители науки сдают рукописи на рецензию в Российскую академию наук. В случае одобрения оригинал-макет учебника передают на дальнейшее исследование в Российскую академию образования, после чего он в уже исправленном виде возвращается в издательство.
В январе во все регионы из Минобразования и науки отправляется федеральный перечень учебной литературы (в несколько сотен единиц) для следующего года. В нем на выбор для каждого предмета и класса «рекомендованные» или «допущенные» учебники. Все эти книги и попадают в федеральный перечень. Учитель-предметник выбирает из этого списка нужные ему книги, заполняет бланк заказа и отдает библиотекарю. Тот отправляет заявку от школы наверх – в местное управление образования. А в середине августа чиновники рапортуют в Москву: учебники в нужном количестве в школы поступили.
– Прежде чем выбрать материал, учитель, конечно, должен с ним ознакомиться, – уверена Юлия Фомиченко. – Если замечены ошибки, можно отказаться от книги, а можно использовать эти ошибки как элемент обучения. Но учебники с найденными в них огрехами, безусловно, необходимо обсуждать в профессиональном сообществе, указывать на них авторам.
…Вот и получается, что школьный учебник – это чистой воды объект бизнес-отношений между издательством и школой. К сожалению, интересы детей учитываются при этом далеко не всегда.
Научить учиться
Итак, сегодня каждая конкретная школа, каждый учитель вправе выбрать собственную образовательную программу и в рамках ее так называемую учебную линию: учебник и специализированное пособие (рабочую тетрадь) из ежегодно утверждаемого федерального перечня.
– Существует федеральный государственный стандарт начального образования. Согласно ему современный школьник должен получить в руки не столько носитель информации, сколько «навигатор», – объясняет Мария Симонова. – В результате реформирования системы образования мы от подачи готовых знаний переходим к новому принципу – дети должны научиться учиться. Меняется общество, появляются новые информационные технологии, учебники с электронными носителями, в которых диски – дополнение, а не уход от книги. Я призываю, чтобы любые электронные инновации были вместе, а не вместо книги. Компьютер становится помощником в процессе обучения, а не просто печатной машинкой, и подача готовых знаний перестает быть истиной в последней инстанции. При этом требования к содержанию учебников и всему учебному процессу в целом должны оставаться высокими. Мы не имеем права давать ребенку в руки учебники, содержащие ошибки. Правда, надо учитывать, что ошибки могут быть разными – от опечатки до сознательного искажения информации. И не стоит забывать, что книга – это только часть образовательного процесса. Любой материал подается учителем. И то, насколько профессионально он сделает свой выбор и качественно его подаст, сформирует знания наших детей.
Нагруженные килограммами книг – до 12 штук на один учебный год, наши дети каждый день идут в школу за знаниями. Открывают учебники и с помощью учителей познают мир. Каким он предстанет перед ними, каким окажется их мировоззрение, зависит от нас с вами. Поэтому «Вечерка» инициировала создание региональной «горячей линии», на которую будут приниматься звонки от родителей и учителей, обнаруживших конкретные «ляпы» в школьных учебниках. Телефонные номера мы сообщим в ближайших номерах.
Справка «ВВ»
Только по официальным данным, 80 процентов учебников выпущены с ошибками.
Опросили
По результатам опроса, проведенного Агентством культурной информации, на вопрос «Удовлетворены ли вы качеством современных учебников?» отрицательно ответили 93,5% россиян, довольных только 1%. Более 60% граждан считают, что учебники «многое упрощают, бывают даже неграмотными».