Арина Шейгеревич: «Хочу услышать, как школьники хрустят морковкой»

Чем будут кормить волгоградских школьников? Бесплатно или за деньги? И может ли директор школы заодно быть главным поваром на школьном пищеблоке? Об этом в начале учебного года беседуем с Ариной Шейгеревич, руководителем общественной организации «Профессионалы социального питания и оздоровления населения Волгограда и Волгоградской области».
«В школе я ела за троих»
? Арина, что вам больше всего нравилось в школьной столовке?
– У меня была подруга, и мы с ней всегда ели по три порции – что бы ни давали в школе. Кто-то, наоборот, есть не хочет, а мы очень любили. Особенно мне нравилась творожная запеканка с вермишелью и омлет. Омлет, по-моему, беспроигрышное блюдо. Вообще же мое любимое лакомство – это овсянка. А вот современные дети любят картошку и сосиски.
? Полноценным горячим питанием должен быть обеспечен каждый школьник. Как этого добиться?
– Это очень важная и очень сложная работа, которой нужно заниматься системно. Недавно я была в Москве, мы обсуждали проект закона по социальному питанию. Открытием стало то, что наша общественная организация «Профессионалы социального питания и оздоровления населения Волгограда и Волгоградской области» – первая и пока единственная в своем роде. А ведь именно в такой организации нуждается сейчас страна. Для организации качественного питания нужен прежде всего жесткий контроль.
? Кто контролирует качество социального питания?
– Проверкой качества занимается такое количество инстанций, что мало не покажется: предприниматель, ответственный по питанию в школе, Роспотребнадзор, прокуратура, территориальные управления, администрация города, депутаты и даже пожарные.
? Детям необходимы белки, а значит, в меню должно быть больше мяса, рыбы. Им нужны фрукты, кисломолочные продукты. Это довольно дорогостоящее удовольствие, как решается вопрос финансирования?
– Увы, сейчас содержание белков минимизировано. Белковая продукция есть, но это лишь минимальная норма. Мы активно занимаемся этим вопросом, обсуждали его не только на местном уровне, но и в столице. Однако нужно понимать, что при составлении меню нужно учесть очень много факторов – это и стоимость продуктов, и тот факт, что далеко не все продукты разрешены, плюс нельзя забывать о том, что дети какие-то продукты не любят. Например, рыбу и печенку, а они тоже должны быть в рационе. Поэтому мы придумываем варианты – как лучше их подать.
Готовить или покупать?
? Каждый родитель хочет, чтобы его чадо получало горячее свежее питание. Но, как известно, не во всех школах есть свои кухни, кто-то заказывает еду. Как происходит выбор поставщика?
– Оператора питания выбирают на конкурсной основе. У всех участников должны быть определенные квалификационные навыки, средства (потому что им платят лишь спустя первые два месяца обслуживания), также у них должно быть специальное оборудование, в котором возможна перевозка горячей готовой продукции в течение двух часов. Сейчас в Волгограде на рынке социального питания работают пять основных организаций.
? В столице одно время активно продвигали идею аутсорсинга. Как с этим обстоит дело у нас?
– Сейчас в стране соотношение примерно 50 на 50: половину школ обслуживают организации, которые полностью отвечают за организацию питания в образовательном учреждении, то есть отданы на аутсорсинг. В другой половине организацией питания занимаются самостоятельно. В Волгограде все школы отданы на аутсорсинг, при этом они делятся на те, где может происходить полный цикл приготовления еды, и школы, где невозможно организовать полный цикл и куда готовая еда поступает в специальном оборудовании. Таких школ в городе примерно 40%. Что касается волгоградских детсадов, то они пока не перешли на аутсорсинг, хотя в целом по стране тенденция именно такая. В этом есть рациональное зерно, потому что каждый должен заниматься своим делом: педагог – учить, а повар – готовить и кормить. Сейчас получается, что директор должен успевать следить и за учебным процессом, и за столовой. Если мы предполагаем, что он везде и во всем молодец – то это утопия. Такие примеры, конечно, есть в Волгограде и области, но они редки. Ведь организация питания – это куча дополнительных вопросов: налоги, закупка продуктов, составление меню и многое другое.
Необходимо также понимать, что социальное питание и общепит – разные вещи. К социальному питанию – другие требования, множество ограничений и плюс ко всему в этой сфере больше контролеров. Меню составлено таким образом, чтобы минимизировать вероятность отравлений. Например, нельзя использовать сметану в чистом виде, ее можно только вареную, но никто же не станет есть невкусную вареную сметану…
Бесплатное питание – лучшее средство от гастрита
? Кто имеет право на бесплатные школьные обеды?
– На бесплатные обеды в школах могут рассчитывать школьники, которые относятся к одной из четырех категорий. Так, горячее питание на сумму 35 рублей в день должны получать дети из малообеспеченных семей и дети, состоящие на учете у фтизиатра. Помимо этого, дети, которые обу-чаются в специальных (коррекционных) классах, будут питаться за счет средств муниципального бюджета на сумму 65 рублей в день на одного обучающегося. И трехразовое питание в размере 120 рублей на одного ребенка будут получать ученики специализированных спортивных классов по футболу в МОУ СОШ № 2 Краснооктябрьского района. Все остальные дети будут питаться за счет родительских средств. А вот в Волжском до этого года100% детей питались бесплатно, и за это время у них на 40% уменьшились случаи гастрита.
? В некоторых школах раньше была такая практика, что обеды могут получать лишь льготники, а остальные ученики не могут даже на платной основе. Получается, детям приходилось довольствоваться весьма небогатым ассортиментом – булки/соки. Как обстоит дело сейчас?
– Все ученики могут получать обеды в школе. Другое дело, что не все родители хотят сдавать деньги, некоторым проще давать ребенку каждый день на булочку с чаем, к тому же многие учителя не особо рады перспективе собирать эти деньги, у них и так хватает всяких сборов: ремонт, охрана и т. д.
? Насколько квалифицированны сотрудники школьных столовых? Какая зарплата у поваров?
– Школьные повара – обязательно профессионалы своего дела, плюс все они регулярно проходят курсы повышения квалификации. Зарплата варьируется, мне сложно назвать какую-то конкретную сумму, но нужно признать, что зарплаты у них, к сожалению, маленькие.
Похрустим!
? Если семья не пользуется услугами школьной столовой, что можно положить ребенку с собой, чтобы это было вкусно и полезно?
– Когда я училась в школе, у нас в классе был мальчик, который в термосе привозил с собой щи. Конечно, сейчас такое навряд ли встретишь. Я даю своим детям фрукты-овощи, натуральный йогурт с добавлением меда, бифилины, снежки. Кисломолочные продукты – хорошая альтернатива газировке. А вот бутерброды с «чудо»-колбасой и псевдосыром явно давать с собой не надо!
? А если они и дома это едят?
– Это вопрос о культуре питания. Конечно, родители должны заботиться о здоровом питании потомства, формировать вкусы, потому что это – на всю жизнь. К примеру, кто-то любит каши, а кто-то нет. Почему? Потому что не привыкли есть овсянку или пшенку. Не все родители это понимают, и даже не все учителя. Я помню эпизод, когда преподаватель с явным пренебрежением отодвинул тарелку с квашеной капустой. Естественно, дети, которые во всем берут пример со взрослых, за ним повторяют. Очень часто на выбор школьника влияет ребенок-лидер. Что он ест, то и остальные. Важно научиться управлять этим процессом. И здесь может помочь пропаганда. В Москве, например, проводят Дни хруста. Всем детям дают то, что хрустит – капуста, морковка, яблоки. Так прививают привычку к здоровому питанию. У нас я дружного хруста пока не слышу. Но мы сейчас активно работаем над этим. Должны быть игры, плакаты, работа учителей – целая пропагандистская машина!
Ирина Емельяненко.