«Умная школа» по–волгоградски

9 сентября 2011

Учительница русского языка и литературы волгоградской школы № 96 Юлия Каримова приняла участие в Национальном образовательном форуме «Умная школа», организованном Тиной Канделаки.

Национальный образовательный форум «Умная школа» собрал более 200 педагогов и экспертов из 45 регионов страны. Впервые для конструктивного диалога на одной площадке собрались школьные учителя и авторы реформы образования. За два дня работы гости форума обсудили самые острые вопросы, касающиеся качества образования в стране, положения учителя, содержания Федерального государственного образовательного стандарта, будущего ЕГЭ и демонополизации образовательной реформы.

 

Дали слово

– Впечатлений масса, – поделилась с нами Юлия Каримова. – Поразило, насколько форум был грамотно организован, и все же не это главное. Только представьте: впервые, кажется, с XIX века учителям дали слово. Понимаете, именно нас спросили — а что мы, собственно, думаем о модернизации образования?! Именно поэтому каждый вопрос, а их немало, вызывал оживленную дискуссию. И, поверьте, разговоры разговорами, но появилось много конструктивных предложений, которые, как нам пообещали организаторы проекта, войдут в новые российские образовательные стандарты.

Мы писали, мы писали...

– У педагогов очень много бумажной работы, – рассказывает Юлия Каримова. – Мы бесконечно пишем какие-то отчеты, сдаем их и снова пишем. Я тут подсчитала, на что я трачу свое рабочее время. Оказалось, что всего 4 часа я провожу с детьми, а бумагами занимаюсь 7 часов в день. Это время я бы с большим удовольствием тратила на ребят, на дополнительные занятия и общение с ними. И, как оказалась, ситуация эта для страны не нова.

Оптимистическое будущее ЕГЭ

– До форума мое мнение о ЕГЭ было резко отрицательным, но теперь я склоняюсь к тому, что эту форму оценки знаний все же не стоит отменять, хотя и нужно серьезно доработать. Дети должны получить возможность выражать свои мысли, анализировать, а тестовый блок вполне можно оставить. Если уж ломать складывающуюся последние 10 лет систему ЕГЭ, то на ее место обязательно придет другая, и все придется начинать заново. До обсуждения на открытом голосовании почти 90% собравшихся специалистов высказались против существующего формата ЕГЭ. Мы не можем не признавать, что ЕГЭ – это переход образовательной системы на новый уровень, но коррективы необходимы. На форуме было предложено, например, прежде всего убрать из существующей формы нелепые задания, (а такие пока еще есть), предложить ученикам самим выбирать, в какой форме экзаменоваться, перенести сдачу ЕГЭ после первого курса, чтобы ребенок разобрался, потянет ли он высшее образование и нужно ли ему это.

Образование по стандартам

– Я категорически против некоторых из предложенных изменений. Нельзя оставлять в качестве обязательных для изучения четыре не самых важных предмета. ОБЖ, физкультура – эти предметы обеспечивают знания о выживании: как быстрее добежать, как сориентироваться на местности… Дети должны получать полноценное образование, основой которого будут русский язык и литература. И все же до форума мое отношение ко всем разговорам о модернизации образования было, скорее, скептическим, но после встречи с коллегами я уехала с четкой мыслью: надо что-то менять. Даже в перерывах на пятиминутный кофе-брейк мы говорили о наболевшем, общались с депутатами, экспертами, педагогами. На «Умной школе» те люди, которые принимают решения, дали нам ясно понять, что от учителей сегодня многое зависит, и мы действительно можем что-то изменить.

Образование как услуга

– Согласно современному законодательству, учителя оказывают образовательные услуги. Между нами и детьми существует двухсторонний договор, согласно которому каждая из сторон несет ответственность за процесс обучения. Но совершенно неправильно, что в договоре отсутствуют еще две стороны – родители и государство. Я, например, четко знаю, что один из моих учеников не пройдет государственную итоговую аттестацию после 9 класса, потому что его мама пьет и мальчику приходится работать. Кто в этой ситуации несет ответственность? Думаю, что родители.

Еще одна необходимая инновация – отказ от подушевой оплаты учительского труда. Это особенно неприемлемо для сельских учителей, у которых классы едва формируются. Уверена, что критерии оценки профессиональной состоятельности учителя городского и сельского должны быть разными.

Согласна с Юлией Каримовой и организатор форума Тина Канделаки:

– Закон, по которому мы живем, был принят почти 20 лет назад, и на сегодняшний день совершенно не отражает реалий современного мира. Он содержит массу нормативных «заплаток», из-за чего возникает множество противоречий. Необходимость изменить законодательную базу назрела давно. Главный вопрос в том, каким будет этот закон. Мы должны стать активными участниками его создания.

Итак, все предложения зафиксированы, переданы тем законотворцам, кто сегодня корпят над созданием образовательных стандартов. Что дальше? Процесс модернизации будет проходить сложно и долго. Это факт. Но и необходимость его очевидна. Значит, смазав скрипучую телегу, будем двигаться дальше. Прямиком к «умной» школе.