«Когда фокусник резко выдергивает скатерть, все остается на месте»

Известный ученый Николай Борытко о реформе российской системы образования.
Что будет со школьным аттестатом, стоит ли нам во всем копировать Запад и смогут ли теперь аспиранты совмещать обучение и работу? Об этом мы беседуем с Николаем Борытко – доктором педагогических наук, профессором Волгоградского социально-педагогического университета, действительным членом Международной академии наук педагогического образования. В этом году Николай Михайлович вошел в число двадцати педагогов России, которых чаще всего цитируют в научных трудах.
Главное – избежать тряски
? Вступил в силу новый закон «Об образовании». Насколько нужны были изменения? Старые нормы стали не актуальны?
- Предыдущий закон принимался еще в 1992 году. Его, конечно, много раз правили под действующие реалии, однако много раз латаное одеяло перестает быть полезным. Прошло время, изменились социально-экономические условия, а образование - сфера социально-гуманитарной деятельности, которая не может быть свободной от общества. Закон действительно надо было пересмотреть.
? Николай Михайлович, вы наверняка знакомы с содержанием нового документа. Как оцениваете его перспективы в целом?
- Неприятно во всей этой ситуации, что новый закон предусматривает коренные изменения. Неприятно, потому что революции в образовании никогда не давали положительного результата. Сегодня не только Правительству, Министерству, но и методическим службам, системе повышения квалификации работников образования, науке предстоит мобилизоваться и предусмотреть перспективные шаги. Надо избежать тряски, резких перемен и вводить новые нормы поэтапно. Иначе получим то, что с нашим образованием обычно и получается: мы захотим все изменить одним рывком, но все останется как было, если не хуже. Когда фокусник резко выдергивает скатерть со стола, то все приборы и вазы остаются на месте. Этого бы не хотелось, иначе мы не приблизимся к требованиям общества, а по-прежнему будем от него отставать.
Закрывая вузы, мы наступим на старые грабли
? Эксперты отмечают, что интерес к гуманитарным специальностям уходит, а возрождается интерес к естественным и техническим наукам…
- Здесь сильны субъективные причины. Если взять официально утвержденные Правительством РФ приоритетные направления развития науки, то мы не увидим там гуманитарных наук вообще. Это недальновидно, потому что давно известно: основная перспективная линия развития не только общества, но и экономики - это человек. Однако вместе с объявлением приоритетных направлений вся организационная и финансовая поддержка почти полностью уходят в техническую сферу. Хотя мировые тенденции сегодня обращены к гуманитаризации, к проблемам человека, общества. Вместе с тем есть парадокс: педагогические вузы в России вынуждены сокращаться, а в технических, медицинских, сельскохозяйственных вузах открываются кафедры педагогики.
? Подобную ситуацию мы видим и в школе. Аттестат не имеет особенного значения для поступления в вуз. Главное – ЕГЭ. В результате ученики старшей школы усиленно изучают нужные для поступления предметы, а об остальных, мягко говоря, забывают. Это ведь тоже неправильно?
- Перекос в сторону изучения предметов, нужных для поступления в вуз, сказывается буквально сразу после этого поступления. Более низкий уровень общей подготовки никому еще пользы не приносил. Но в этом отношении ситуация будет выравниваться. В министерстве и в профессиональном сообществе обсуждают варианты возвращения авторитета школьному аттестату. Если говорить о моем мнении, то готов поддержать любой вариант, лишь бы официально вернулось требование готовить школьников не к сдаче ЕГЭ, а воспитывать человека с высоким уровнем общей подготовки.
? А, может быть, мы вообще много значения придаем высшему образованию? Все чаще говорят, что вузы и вовсе надо закрывать.
- Мы уже наступили на грабли с детскими садами, закрывая их в свое время. Ломать – не строить. Даже новый детский сад открыть трудно. А открыть вуз? Всякий вуз – это академические традиции, преемственность поколений, научные школы, которые формируются, минимум, десятилетиями. Сейчас меньшее количество поступающих, «демографическая яма», но рождаемость растет, лет через 15 будет большая волна студентов. Если мы тогда начнем в спешном порядке формировать вузы, не сохранив имеющиеся сейчас, то они окажутся вузами-скороспелками. Ни о каких академических традициях тут говорить не придется. Есть еще одна сторона. Кто будет работать в новых вузах? Кто пойдет туда? Тот, кто не может удержаться в своем? То есть, не самые лучшие и серьезные кадры.
? Российские вузы практически не попадают в рейтинги лучших мировых. Насколько эти рейтинги значимы для нас? И правильно ли постоянно стремиться к тому, как есть на западе?
- Мы уважительно говорим о своих зарубежных коллегах, ведь рейтинги формируются серьезными агентствами. Но никто Россию на образовательном рынке не ждал и не ждет. В эту сферу не нужны вложения, какие нужны в строительство или нефтедобычу. Просто нужны светлые головы. Широко известен анекдот, что американский университет – это вуз, где русские профессора преподают китайским студентам. Сфера образования выгодна за рубежом, там востребованы наши умы, там высокий оборот капитала. Но Западу невыгодно пускать нас на мировой рынок образовательных услуг и причислять вузы к лучшим, этим во многом объясняются низкие рейтинговые показатели наших вузов. Всегда можно отобрать такие критерии и показатели, которые выгодны «своим» вузам и позволяют принизить статус «чужих».
Сейчас мы строимся под западных партнеров. Но надо беречь свои традиции, потому что Россия, СССР, славятся великими учеными. Я не говорю, что надо замкнуться в своей раковине. Когда страна входит в Болонский процесс (сближение систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования – прим. ред.), то обычно учитываются три важных момента. Первый – что страна обязательно берет для себя от европейского сообщества. Это позволяет создавать академическую и студенческую мобильность между государствами, признание дипломов во всех странах Болонского соглашения. Второй – наоборот, те особенности, которые европейское сообщество берет из системы образования присоединившейся страны. И третий момент – то, что страна оставляет у себя неизменным, свои традиции. Так развивается образование в Великобритании, Испании, Германии - они не изменили все сразу резким образом. Ведь интеграция - не подчинение, а взаиморазвитие образовательных систем. У нас же на официальном уровне предлагается все сделать, как на западе. Но единого запада нет, по крайней мере, в образовании. Страны, которые входят в Болонский процесс, не «подминают» свою систему образования под мифический единый стандарт, а развивают ее. Очевидно, и нам не стоит во всем и полностью ориентироваться на запад, иначе от такой «псевдоинтеграции» не выиграет ни российское образование, ни западное.
Совмещать работу и аспирантуру – посильная нагрузка
? Много разговоров ведется о состоянии современной аспирантуры. Не снижается ли качество выпускаемых диссертаций на фоне их растущего количества?
- Как-то один высокий авторитет в науке сказал, что ученая степень стала аксессуаром к костюму. Например, чиновнику степень не нужна – от этого не зависит его рост. Но в этом его престиж. А если ты работаешь в вузе, и у тебя нет степени, то не будет и достойной заработной платы.
Это как раз тот момент, в котором можно оглянуться на запад. Там даже президент университета – менеджер, сильный экономист, но не ученый. Ему научная степень совсем не нужна. Не нужна она и тем, кто занимается простой преподавательской работой. А имеют научную степень только те, кто занимается именно научно-исследовательской, научно-педагогической работой.
Я оппонирую более, чем в двух десятках диссертационных советов по всей стране и многого насмотрелся, в том числе и на низкое качество диссертаций. Не могу сказать этого о нашем диссертационном совете по педагогике, где созданы жесточайшие фильтры, мощнейшая педагогическая школа, ведутся серьезные исследования. На этом фоне трудно протащить «левоту». Но далеко не во всех вузах, не в каждом диссертационном совете нашей страны все хорошо и качественно. Это стоит признать.
? Аспиранты – как правило, работающие люди, которые не так часто появляются в вузах, как хотелось бы. Новый закон «Об образовании» должен изменить ситуацию. Но возможно ли молодым людям лет 25-ти бросить работу, погрузиться в науку, но при этом жить на невысокую стипендию аспиранта?
- Более пяти лет назад в рамках Болонского соглашения было принято, что аспирантура становится третьей ступенью высшего образования и входит в единую систему образования. Значит, для аспирантуры нужна образовательная программа. В нашем вузе образовательные программы для аспирантов реализуются уже 5-6 лет, но это скорее исключение, чем правило. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит наличие образовательной программы уже как законодательную норму – то есть такие программы появятся во всех вузах, где есть аспирантура. Но не стоит пугаться.
Например, особенность такой программы в нашем вузе в том, что аудиторных занятий в разы меньше, чем, скажем, у студентов бакалавриата; занятия проходят два раза в неделю, чаще всего во второй половине дня, но не весь учебный год, а 2-3 месяца в семестр. Это фактически вечерняя форма обучения и посильная нагрузка для работающего человека. В этой программе нет быть ничего лишнего, «про запас» – только то, что надо знать аспиранту для грамотного проведения исследования; то, чего нельзя найти в учебниках. С таким подходом совмещать работу и научную деятельность аспиранту будет по силам.
Александр Богатырев.